Готовность детей к обучению в школе
26.10.2011Готовность детей к обучению в школе
СЕМИНАР
Проблема психологической готовности к обучению в школе актуальна сегодня в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Для определения уровня психологической готовности детей к обучению в школе целесообразно выявление степени школьной зрелости. Предлагается несколько способов определения «школьной зрелости»: одни специалисты считают достаточным критерием определенную ступень морфологического развития (например, смена молочных зубов); другие связывают готовность с умственным (интеллектуальным) развитием; третьи считают обязательным условием готовности определенный уровень личностного развития ребенка.
Многолетнее изучение этой проблемы показало, что имеет значение комплекс факторов: «… готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка» (М.М. Безруких, С.П. Ефимова).
Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.
Набор психологических свойств и качеств многообразен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов, тесно взаимосвязанных между собой.
Функциональная готовность
Под функциональной готовностью понимают «соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова). Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком необходимого запаса знаний об окружающем мире, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях.
Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Усилия родителей направляются на «запихивание» в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
Интеллектуальная готовность подразумевает и другой аспект: формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Умение выделить учебную задачу означает понимание (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условности учебного общения.
К 6 годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное волевое усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением пока дается ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у детей умения преодолевать трудности, высказывании одобрения и похвалы, создании для него ситуаций успеха.
Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
Волевая готовность
Волевая готовность к школе — это способность ребенка включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность к школе — это желание ходить в школу, приобретать новые знания, занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожими на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение — все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.
Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте -познавательная потребность, уровень развития которой является одним из показателей психологической готовности к школе.
Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.
Познавательный интерес складывается постепенно. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.
Познавательный интерес можно сравнить с костром: для горения постоянно необходимо «топливо» — новые впечатления, знания, умения. Без «топлива» костер начинает гаснуть. В дошкольный период познавательную потребность детей во многом стимулируют и удовлетворяют родители. У детей, не получивших необходимого им общения с родителями и другими близкими взрослыми, эта потребность остается неразвитой.
Социально-психологическая готовность
Социально-психологическая готовность к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите внимание на процесс игры вашего ребенка со сверстниками. Умеет ли он договариваться с другими детьми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре?
Учебная деятельность — деятельность коллективная, а потому ее успешное развитие становится возможным при наличии дружеского и делового общения ее участников, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.
Несмотря на значимость каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребенка представляется здесь особенно важным. Оно связано с отношением к самому себе, своим возможностям и способностям, своей деятельности и ее результатам. Л.С. Выготский отмечал, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Он «открывает» свои переживания. Самооценка становится более объективной. Появляется тенденция к обоснованию своих оценок. Это важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя могут осложнить адаптацию ребенка к школе.
Трудно сказать, какие из перечисленных факторов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно. Дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода. И учителю, и родителям предстоит кропотливая работа. Трудности, связанные с приходом в школу «неготового» к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, развитие личности в целом.
Причиной негативного отношения ребенка к обучению могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в которых он растет. Если малыш воспитывается в обстановке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности, то это неизбежно приводит к нарушениям нервно-психической сферы. В этом случае приходится говорить о торможении (задержке) развития.
Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение ребенка с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе. Еще дошкольником ребенок порой воспринимает и неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, казалось бы, ничего не значащие неосторожные реплики о школе, учителях, системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем детстве. Дети воспринимают и эмоциональную окраску этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешку или цинизм.
Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом, а в первую очередь своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в ребенке желание учиться.
Подготовил Педагог-психолог МДОУ ЦРР – д\с № 69 «Уникум» Мищенко М.В.
Задайте вопрос или оставьте отзыв