Застенчивый ребенок или ребенок которого не слышно
15.10.2018Проблема застенчивости у детей в дошкольном возрасте актуальна на сегодняшний день. Застенчивость на дошкольников оказывает негативное воздействие. Жалобы на застенчивость детей данного возраста возникают чаще всего с подготовкой их к школе. Низкий уровень общения, замкнутость, затруднения в контакте с другими людьми – и взрослыми и сверстниками – мешают ребенку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду и затем в школьном классе.
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения – общая задача и педагогов, и родителей, причем чем раньше они начнут это делать, тем лучше.
Что же такое «застенчивость»?
Это черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих. Застенчивость создает трудности при встречах с новыми детьми и знакомствах, она не позволяет застенчивому ребенку заявить о своих правах, высказывать свое мнение, способствует развитию замкнутости, препятствует эффективности общения.
Проявление застенчивости у ребенка нетрудно заметить. В дошкольном возрасте застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми детьми. Даже среди знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых (за исключением близких родственников, к которым он, как правило, бывает очень привязан. На занятиях его трудно заставить отвечать на вопросы, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко.
Выступления на праздниках, на спортивных соревнованиях превращаются для него в настоящую муку. Любая ситуация, где ребенок должен сам что-то сказать или сделать на виду у публики полностью парализуют его возможности. Неуверенность в себе, в собственных силах, в правильности своих действий, боязнь не понравиться зрителям делают такого ребенка совершенно беспомощным.
Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Как правило, застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В большинстве случаев они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят взгляд, краснеют, отворачиваются. Основное их стремление – не привлечь внимание к себе, быть незаметным, остаться в стороне.
Застенчивым детям, как правило, свойственны такие качества как исполнительство, ответственность, старательность, у них развито творческое начало. Они многим интересуются, и много знают.
Очень часто причиной чрезмерной застенчивости ребёнка являются нарушения речи, которые не могут не сказываться на его психике. Таким детям в первую очередь необходима помощь логопеда, психолога, педагогов и родителей. Сначала нужно выявить причины робости и застенчивости, а затем намечать «маршрут» помощи. К сожалению, некоторые родители, не осознавая этого, бывают жестокими по отношению к своим детям.
Как надо вести себя родителям с застенчивым ребенком:
-
Быть очень деликатным с ним и не разочаровываться в нем.
-
Не отвергать его, не использовать авторитарный метод воспитания.
-
Все делать так, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от вас.
-
Гасить тревогу по любому поводу.
-
Повысить уровень его самооценки; укреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
-
Учить, чтобы он уважал себя.
-
Хвалить его и делать ему комплименты.
-
Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.
-
Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.
-
Тренировать с ним навыки общения.
-
Любыми способами поощрять все его игры со сверстниками.
-
Помочь найти такого друга, который защищал бы его в среде ровесников.
-
Не сравнивать его внешний облик с другими детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалой красоты.
-
Не критиковать вслух ум вашего ребенка.
-
Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был бы объектом даже самых невинных шуток и насмешек.
-
-
Быть нежным с ним, сочувствовать ему, поддерживать его.
-
Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите ребенка в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относится к новым местам.
-
Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми (например: на приеме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, в магазине и т.п.) «У нас кончилась соль, пойдем попросим у соседки», «Надо узнать, про что эта интересная книга. Давай спросим библиотекаря и попросим дать ее нам посмотреть». Нужно чтобы малыш при этом и сам обратился к взрослому, спросил что-нибудь, узнал, в крайнем случае – поблагодарил.
-
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Отдавайте своих детей в умелые руки педагогов театральных студий, ведь работая над раскрепощением ребёнка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. Разучивание стихов развивает память и интеллект. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.
Упражнения для застенчивых детей:
1.Расскажи стихи руками. Ребенок старается без слов с помощью рук и пантомимы рассказать известное стихотворение или сказку. Остальные пытаются угадать, что он рассказывает.
2.Сказка. Ребенку предлагается придумывать сказку о человеке, которого зовут также как его, опираясь на значение имени. Например: «Марина-морская», сказка о девочке, которая живет в море.
3.Рисунок. «Какой я есть, и каким бы хотел быть». Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хотел бы быть. После рисования проводится обсуждение. В заключении ребенок сам должен сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.
Нам всем – и родителям, и педагогам – нужно запастись терпением и направить свои совместные действия на развитие в ребёнке умения общаться, повышение его самооценки, раскрытие его творческих возможностей.
Помочь детям быть успешными в жизни, научить их владеть собой в разных ситуациях, дать им возможность поверить в себя и почувствовать — как хорошо играть в любимые игры с друзьями, танцевать и веселиться на праздниках, никого, не стесняясь – наша общая задача.