Декоративно-прикладное искусство в воспитании детей
23.11.2018Декоративно-прикладное искусство играет существенную роль в духовном развитии детей, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у детей, знакомя их с произведениями народных мастеров-умельцев, но и развивают трудовые умения и навыки.
Народные мастера не ездили за сырьем на дальние расстояния, а обрабатывали то, что было под руками, пользовались тем, что дает окружающая среда – естественные ресурсы: у кого под руками дерево – деревом, у кого под руками камень – камнем, у кого под руками кость – костью, у кого шерсть – шерстью.
Ознакомимся с некоторыми из промыслов декоративно-прикладного искусства.
Дымковская глиняная игрушка названа так по селу Дымково Кировского района нашей великой России. Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок, животных, птиц, людей. Современные мастера продолжают народную традицию, и как прежде сияет всеми цветами радуги дымковская свистулька, принося радость детям и взрослым.
Филимоновские игрушки родились в селе Филимоново Одоевского района Тульской области, где находятся залежи хорошей глины. Старейшие мастерицы промысла и сейчас сохраняют традиции мастерства. Они лепят фигурки вручную и расписывают традиционными сюжетами: это барыни, солдаты, лошади, коровы, медведи, петухи, куры и много другое. Свистульки получаются смешными и причудливыми, выразительными и веселыми.
Майданный промысел возник в первой четверти 20-го века, хотя деревянную посуду местные токари точили еще за 100 лет до этого. Началось все с того, что на юге Нижегородской области, в селе Полховский-Майдан, местный мастер Павел Полин купил аппарат для выжигания по дереву. Решил мастер украшать свою посуду также, но не красками, а выжженными по контуру цветами. Потом кому-то пришла в голову мысль заполнить пространство, обрамленное тонкой выжженной линией, краской. Начиная с 1930-го года, полхов-майданские изделия засияли новыми анилиновыми красками. От выжигания контуров пришлось отказаться, прожженную бороздку заменили черной линией, которую наносили стальным пером и тушью. Так постепенно складывалась современная технология изготовления майданских изделий. Разнообразные пестрые деревянные игрушки и посуда отличаются от изделий прочих промыслов простым незатейливым рисунком и яркостью красок, в которых раскрывается мироощущение деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Все на картинки бесхитростно и красиво – домик желтый, крыша красная, трава зеленая, река синяя.
Полхов-Майданская роспись – это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине 19-го века в Заволжских деревнях по речке Узоле блиц Городца. Большинство окрестных жителей с давних времен слыли искусными ремесленниками. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарки и расходившиеся по всей России. Со временем подобной росписью стали украшать лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, солонки и многие другие предметы деревенского быта. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов напоминающих розы, купавки, ромашки.
Занятия декоративно-прикладным искусством настолько увлекательны, что не возникает желания заниматься пустым время препровождением.
На занятиях, ребята узнают о замечательном искусстве многих народов нашей страны, об искусстве своего края.
Велики Российские просторы
И кругом народ мастеровой
В город ли, в село приедешь, в горы
Промысел старейший всюду свой.
Декоративно-прикладное искусство позволяет решать воспитательные задачи, которые особенно сегодня являются одними из наиболее важных.