«Музыкально-дидактические игры в жизни ребенка.»
11.02.2019Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководитель или воспитатель учит детей воспринимать музыку и передавать в движении её содержание и особенности.
Как и всякая игра, музыкально-дидактическая по своей структуре включает в себя развитие игровых действий. Музыкальные игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.
Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.
Большое значение имеет возраст детей, для которых предназначена та или иная игра. Остановлюсь на музыкально-дидактических играх для детей 2-ой младшей группы (от 3 до 4 лет). В группе по списку 28 детей. Не у всех детей было одинаково развито музыкальное восприятие, умение передавать в движении содержание музыки. Вначале я составила предварительный план по разучиванию музыкально-дидактических игр, применяя проверенные на практике приёмы, способствующие музыкальному воспитанию дошкольников.
Подробно остановлюсь на музыкально— дидактической игре « Чей домик?» музыка Е.Тиличеевой, слова Ю.Островского — игра на различение высоты звука.
Задача игры — ознакомить детей с высоким и низким звуком. В музыкальном зале на небольшом расстоянии друг от друга расставлены стулья. Несколько детей присаживаются на них. Это «кошки» и «котята».
Музыкальный руководитель поёт песню и затем спрашивает:
Куда же наша Марина пойдёт,
Туда ли, где кошка поёт,
А может, туда, где спросонок
Мяукает сладко котёнок?
Марина проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом, в зависимости от того, кого он хочет изобразить, кошку или котёнка. Музыкальный руководитель спрашивает у детей – зрителей: «Правильно ли отгадала Марина?» Если правильно, то Марина идёт в домик, а ребёнок, сидящий за стульчиком, становится зрителем.
1 занятие Слушание песни «Чей домик?» Прослушав всю песню, я стараюсь узнать, какую реакцию вызвала она у детей. Знакомлю детей с тем, что песню я пела не спеша, ласково, спокойно, нежно.
2 занятие Слушание песни. Музыкальный руководитель поёт и играет на металлофоне. Дети узнают песню и вместе со мной подпевают «мяу». Выясняем, что «кошка» и «котята» мяукают по-разному.
3 занятие Закрепление материала предыдущего занятия. Я играю, пою. Дети узнают песню про кошку и котят. При повторении они подпевают «мяу».
4 занятие Закрепление материала 3 занятия. Приношу красивый домик – дети рассматривают его. Я говорю, что в этом доме будут жить кошка и котята. Проводим игру. Анализируем. Марек шёл спокойно к домику и правильно угадал, что пел «котёнок».
5 занятие В беседе закрепляем правила игры, проводим игру. Устанавливаем домик, стулья, выбираем на роли кошки и котят других детей, застенчивых, чтобы можно было проверить, все ли дети усвоили низкое и высокое звучание.
Дети правильно поняли характер игры и её содержание. Они легко ориентировались в пространстве, хорошо отгадывали, «кто в домике живёт».
В этой игре отчётливо прослеживается роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Все дети, правильно выполнившие задания, входят в домик.
В данном случае звуковысотные соотношения выступают перед детьми в игре «Чей домик?» при восприятии мелодии песни. Она воспринималась в единстве с текстом. Мелодия выразила основное настроение, а своими интонационными ходами иллюстрировала характерные образы кошки и котят.
Дети второй младшей группы хорошо справляются с заданием различения звуков по длительности. Для их восприятия доступно сопоставление и смена четвёртых и восьмых длительностей ( например бег и ходьба). Проводим с детьми игры «Кто идёт?», «Мышки бегают»
Усвоение динамических оттенков детям-малышам удаётся легче. Несложно представить и выполнить какие-то простейшие движения, если они проходят под песню:
У ребяток ручки хлопают
Тихо хлопают, тихо хлопают
Громче хлопают, сами хлопают
Ну и хлопают, вот так хлопают
Здесь задание ясно обозначено в тексте песни. Весёлая мелодия, вначале плавная и спокойная, затем, при усилении динамики, характеризующаяся скачком в мелодии на кварту, изложена в более высоком регистре, даёт детям наглядное представление о соответствующих свойствах музыки. Малыши после показа выполняют тихие и громкие хлопки в ладоши. На эту же задачу я провожу также игру « Тихие и громкие звоночки», музыка Р. Рустамова, слова Ю. Островского. На занятие приносим погремушки. Воспитатель поёт:
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит
Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог!
На 1-й куплет дети тихо звенят погремушками, на 2-1 – громко. В этой игре также задание обозначено в песне, и дети, сидя на стульчиках, выполняют его.
Знакомство с музыкальными тембрами в музыкально-дидактических играх проводится тремя способами: восприятием человеческого голоса (пением), имитацией голосов птиц и животных, тембрами инструментов.
Различение звукоподражания голосов животных и птиц — один из наиболее доступных способов ознакомления младших детей с тембрами. Композиторы передают звукоподражание в музыкальном оформлении.
«Угадай, на чём играю?» На занятиях детям дают погремушки, барабаны, дудки, колокольчики. Воспитатель поёт песню, дети внимательно слушают. Когда поётся про звоночки:
«Эй вы звоночки, зазвоните,
Весело звените, ди-ли-день»,
То дети, у которых в руках погремушки, звенят ими. Если поётся про барабан – дети стучат по барабану. И.т.д. Дети эмоционально откликаютcя на музыку, но порой движения их неточны и не согласуются с музыкой.
Дети любят игру « Кто это?», музыка Р.Рустамова, слова Ю.Островского. Песня к игре написана в форме загадки о животных и птицах. В конце каждого куплета звучат как бы звукоподражание их голосам.
Такой приём, найденный композитором, помогает детям охарактеризовать тембры голосов животных. Следим, чтобы звукоподражание было правильным: нежно мяукает кошка, звонко поёт петух, резковато изображается крик гусей.
Различать тембры человеческих голосов для младшей группы, я считаю, сложным делом и ввожу игру « Узнай по голосу» в начале года в средней группе.
Итак, в течение учебного года я провожу с детьми на музыкальном занятии и в вечерние часы музыкально – дидактические игры (2-3 минуты) Постепенно усложняю задания, неоднократно их повторяю. Проверяю индивидуальное усвоение заданий по высоте, ритму, тембру, динамике. Дети часто отвечают коллективно, но иногда вызываю ребёнка к себе и проверяю его одного, а остальные дети анализируют (вместе с воспитателем) его ответ и тем самым закрепляют и свои знания.
Чтобы игра для детей представляла большой интерес, не сразу усложняю её заданиями. Такая постепенная подготовка к игре обеспечивает развитие музыкальных способностей у большинства детей, даже самых застенчивых и малоподвижных. Показываю детям и знакомлю их с различными музыкальными инструментами – бубен, маракасы, бубенцы, треугольник, тем самым даю возможность детям увидеть их, поиграть с ними. Обыгрываем мягкие игрушки (зайчик, волк, медведь). Дети вначале затрудняются выполнять задания – удары в бубен, или как идёт лошадка усталая и как лошадка скачет быстро. Но, применяя метод показа (игра в бубен), нагружаем лошадку – её тяжело, она идёт медленно, просим детей показать, как идёт лошадка, когда ей тяжело, и как она скачет без груза. Дети довольно правильно отвечают и показывают движения.
Младшие дети могут воспроизвести простые динамические сочетания звуков, используя металлофон. Малыш с удовольствием берётся за молоточек, крепко зажимает его в кулачке и старается изобразить маленький и сильный дождик.
В дальнейшей своей работе перед собой я ставлю следующие задачи:
— продолжать совершенствовать основные движения в музыкально – дидактических играх;
—добиться, чтобы каждый ребёнок усваивал игру, знал её и умел играть не только на музыкальных занятиях, но и в группе, на участке, дома;
—воспитывать детей организаторов игр, которые могли бы сами проводить их с группой детей;
—повседневно использовать музыкально – дидактические игры как ценное средство воспитания и развития дошкольников.