«Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет.»
13.02.2019Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно благоприятно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.
Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры. Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры.
« Скажи наоборот»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
веселый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
трусливый — храбрый
твердый — мягкий
светлый — темный
длинный — короткий
высокий — низкий
острый — тупой
горячий — холодный
больной — здоровый
широкий — узкий
«Скажи по-другому» ( часть первая)
Цель :упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
«У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня?А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» — это слова-приятели. Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу. Какое слово повторилось два раза? (идет). Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому. Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому. Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).
«Назови слова-приятели»( часть вторая)
Цель: развитие умения подбирать слова, близкие по значению.
Примерный речевой материал:
друг… (товарищ, приятель)
дом… (здание, жилище)
труд… (работа)
дорога… (путь, шоссе)
солдат… (боец, воин)
неправда… (ложь)
беда… (горе, несчастье)
лежебока … (лентяй)
смельчак… (храбрец)
тоскливо… (грустно, печально)
мудрость… (ум)
тоска… (печаль)
плясать… (танцевать)
торопиться… (спешить)
бежать… (мчаться, нестись)
ступать… (шагать, идти)
размышлять… (думать, мыслить)
беседовать… (говорить, разговаривать)
трудиться… (работать)
«Кто больше?»
Цель: пополнение словарного запаса словами, относящимися к данному действию и обозначающих предметы
Летит… (стрела, самолет, парашют, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).
Плывет… (пароход, лодка, рыба, пловец, плот, бревно, щепка, катер, утка).
Растет… (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста, зуб, волосы, щенок).
Поет… (певец, соловей, жаворонок, хор, флейта).
Ползает… (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей, разведчик).
Пищит… (мышка, игрушка, комар, котенок).
Скрипит… (дверь, снег, дерево, телега, голос).
Хрустит… (морковка, сухарь, сахар, снег, кость)
«Какой предмет?»
Цель : развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Роза — красная, свежая, душистая….
Ежик – маленький, колючий, сердитый…
Машина – новая, грузовая, пожарная…
Цель – подбирать к признаку предмет.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, ..
Волшебная – песня, фея, палочка…
«Четвертый лишний»
Цель : развитие умения анализировать, закрепление обобщающих понятий.
Понедельник, среда, пять, четверг
Весна, лето, январь, зима
Сапоги, платье, ботинки, туфли
Заяц, дятел, лиса, белка
Береза, клен, роза, дуб
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный;
Понять, разобраться, запомнить, уразуметь;
Думать, ехать, размышлять, соображать.
«Один — много»
Цель: усвоение образования слов во множественном числе.
Примерный речевой материал:
шар… (шары)
комар… (комары)
гриб… (грибы)
шкаф… (шкафы)
стол… (столы)
мяч… (мячи)
сапог… (сапоги)
петух… (петухи)
паук… (пауки)
пирог… (пироги)
дом… (дома)
глаз… (глаза)
лес… (леса)
окно… (окна)
ведро… (ведра)
корова… (коровы)
роза… (розы)
пила… (пилы)
лимон… (лимоны)
слива… (сливы)
тетрадь… (тетради)
книга… (книги)
кубик… (кубики)
ложка… (ложки)
мышка… (мышки)
«Чего много?»
Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Апельсин — много апельсинов;
кукла — много кукол;
гриб — много грибов;
карандаш — много карандашей;
ручка — много ручек;
стул — много стульев:
дерево — много деревьев;
перо — много перьев;
колесо — много колес;
тетрадь — много тетрадей.
«Мой—моя—мое—мои»
Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
«Посчитай».
Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.
Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.
Образец ответа:
один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.
Примерный речевой материал:
гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.
«Услышь ласковое слово».
Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.
Примерный речевой материал:
лес — лесок;
голос — голосок;
петух — петушок;
старик — старичок;
друг — дружок;
снег — снежок;
бок — бочок;
круг — кружок;
береза — березка;
шуба — шубка;
лошадь — лошадка;
корова — коровка;
капля — капелька;
рука — ручка;
нога — ножка;
береза — березонька;
ночь — ноченька;
дочь — доченька;
Оля — Оленька;
рука — рученька;
нога — ноженька;
подруга — подруженька;
лиса — лисичка;
вода — водичка.
«Цепочка».
Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.
Образец ответа: человек — человечек — человечище.
Примерный речевой материал:
кулак — … — …
нога — … — …
волос — … — …
плечи — … — …
нос — … — …
рука — … — …
клюв — … — …
усы — … — ….
«Скажи правильно».
Цель: упражнение в подборе глаголов.
Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.
Примерный речевой материал:
Лодка (подплыла, отплыла) от берега.
Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.
Собака (залезла, вылезла) из конуры.
Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.
Мяч (перескочил, отскочил) от пола.
Девочка (запила, выпила) молока.
Машина (съехала, заехала) на мост.
«Запоминай-ка»
Цели:
-Актуализация словарного запаса по пройденным лексическим темам.
— Развитие навыков понятийного обобщения.
— Развитие слухо – речевой памяти.
— Закрепление слухо – произносительной дифференциации свистящих звуков.
Оборудование: карточка с рядами слов (для логопеда)
Описание:
Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
«Путаница»
Цели:
— Развитие навыков словесно – логического мышления.
— Активизация умений правильного согласования прилагательных с существительными в Именительном падеже.
Оборудование: карточки с 2-мя вариантами словосочетаний (правильных и ошибочных) для логопеда. При необходимости можно использовать картинки из предложенных словосочетаний (цапля, блюдце, козленок, капелька и т.д.)
Описание:
Взрослый зачитывает правильный вариант словосочетаний, ребёнок их повторяет. Затем, зачитываются словосочетания, в которых сознательно допущена ошибка. Ребёнок находит ошибку и подбирает правильную пару к каждому словосочетанию.
Правильный вариант: длинноногая цапля, желтый цыплёнок, хрустящая вафля, круглый блинчик, весёлый козлёнок, дождевая капля, спелая слива, стеклянное блюдце, сладкое суфле.
«Путаница»: длинноногая вафля, хрустящая цапля, жёлтый козлёнок, весёлый блинчик, круглый цыплёнок, дождевая слива, спелая капля, сладкое блюдце, стеклянное суфле.
«Смысловые пары»
Цели:
-Развитие навыков словесно-логического мышление.
-Закрепление обобщающих функций слов.
Описание:
Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями (например: часть – целое, действие — результат и т.д.) Затем ребёнку предлагается подобрать слово – пару к слову — стимулу (например: собака – будка, птица — …). При этом, характер смысловых связей является типовым для обеих пар слов. Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Как называется домик для птицы?
Смысловые пары:
Самолёт – пилот, поезд — …, курица – цыплёнок, овечка — …., пальто – пуговка, ботинок — …, ножки – сапожки, ручки — …, птица – пёрышки, кошка — …, зайка – морковка, корова — …, кораблик – причал, автобус — …, мышка – норка, белка — …, ножницы – бумага, молоток — …, цветы – ваза, суп — …, малыш – коляска, кенгурёнок — …, кондитер – пирожные, художник -…, волосы – заколочка, пальчик — …
«Три медведя»
Цели:
-Развитие звуко – высотной модуляции голоса.
-Закрепление умений вопросительного интонирования высказываний.
Описание:
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) и Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в 3-х вариантах:
-Кто сидел на моем стуле?
-Кто ел из моей чашки?
-Кто спал на моей постели?
-Кто же был в нашем доме?
«Шумные коробочки»
Цели:
— Развитие слухового внимания и памяти.
— Формирование навыков дифференциации неречевых звуков.
Оборудование:
одинаковые металлические баночки (из- под леденцов, крема и т.п.), наполненные сыпучими продуктами с частицами разной величины (манная и гречневая крупа, горох, фасоль и др.).
Описание:
Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого сыпучего продукта в металлической коробочке (при ее встряхивании). Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Т.к. звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале трем, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.
«Узнай, что звенит (гремит)?»
Цели:
— Развитие слухового внимания и памяти.
-Формирование навыков дифференциации неречевых звуков.
Оборудование: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.
Описание:
Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит.
Название каждого звучащего предмета проговаривается.
Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.
Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
«Угадай, кто позвал?»
Цели:
— Развитие слухового внимания;
— Развитие навыков дифференциации речевых звуков по тембру голоса.
Описание:
Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».
«Рифмы»
Цели:
— Развитие слухо–речевой памяти.
— Формирование навыков анализа ритмического рисунка слов (методом соотнесения).
Описание:
Взрослый не торопясь, внятно, произносит три слова и просит ребенка повторить их. Затем взрослый называет ряд слов, среди которых надо найти слово/слова, рифмующееся (рифмующиеся) с третьим словом из запомненного ряда.
Мак-дом-ветка
(слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)
совок — вагон — гном
(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)
калитка — дом — каток
(улитка, гном, платок, листок, ком)
при трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.
«Четвертый лишний»
Цели:
— Развитие навыков слуховой дифференциации длинных и коротких слов.
— Развитие слухо – речевую память.
Описание: Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак — бак — так — банан
Сом — ком — индюк — дом
Лимон — вагон — кот — бутон
Мак — бак — веник — рак
Совок — гном — венок — каток
Пятка — ватка — лимон — кадка
Ветка — диван — клетка
Семья играет важную роль в формировании словарного запаса ребёнка. Совместные мероприятия: посещение театра, музеев, выставок, прогулки, впечатления, полученные в отпуске, чтение книг, просмотр фильмов и мультфильмов – позволяют ребёнку расширить кругозор и обогатить свою речь новыми словами.
Лишь в некоторых семьях родители играют в словесные игры, которые не только пополняют словарный запас, но развивают слуховое внимание, фонематический слух, мышление, фантазию, чувство языка.
Предлагаемые игры не требуют никаких атрибутов. Необходимо ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ НАСТРОЙ РЕБЁНКА.