Психологическая готовность к школе
14.05.2019Психологическая готовность к школе
Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.
Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:
— мотивационная готовность (желание учиться);
-эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);
-интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).
Мотивационная готовность подразумевает:
- Развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;
- Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
- Развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;
- Способность адекватно оценивать себя.
Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:
- Умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
- Умения ориентироваться на заданную систему требований;
- Умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- Умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
- Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;
- Следующий уровень интеллектуальных процессов:
— умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
— умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
— умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
- Обучаемость:
— усвоение нового правила работы;
— перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;
— уровень развития обобщения (например, роза – цветок низкий уровень, роза – цветок –растение – живая природа высокий уровень).
- Сумму усвоенных знаний;
- Речевое развитие:
— усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;
— развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);
— осознание словесного состава речи.
Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная в начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.
В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы детей
6 – 8 лет:
- Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.
- Неполные зрительно-пространственные представления.
- Недостаточное развитие мелкой моторики рук.
- Недостаточное развитие внимания.
- Недостаточное развитие произвольности поведения.
- Нарушение формирования учебной мотивации.
- Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
- Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
- Высокая утомляемость.
Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.
Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.
Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:
- Педагогическая запущенность,
- Отставание в психическом развитии,
- Наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»),
- Признаки гипер- и гипоактивности,
- Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.),
- Астенизация, сниженная работоспособность,
- Нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).
Итак, уважаемые родители, к концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.
Физические качества– качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели.
Интеллектуальные качества– это качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Личностные качества – это качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие.
Данная разбивка качеств условна, поскольку качество задается как системное образование. Для возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).
Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.
Рекомендации родителям по подготовке детей школе
просты:
- Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально-значимое общение.
- Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельности — игре.
- Не забывайте про исследовательскую, экспериментальную, познавательную, двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную деятельность детей.
- Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственно-полезными и психологически-безопасными.
- Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, изучайте окружающий мир.
- Способствуйте общению ребенка со сверстниками.
- Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас.
Удачи вам, уважаемые родители!