Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Техника рисования и ее роль в создании изображения

20.11.2019

«Неправильное пользование оборудованием
тормозит развитие ручных умений,
а следовательно, тормозит и
развитие творчества в
изобразительных занятиях»

Изобразительная деятельность и как один из ее видов – рисование привлекают каждого ребенка. Уже в 1-1,5 года дети берут карандаш и черкают им по бумаге, а затем вглядываются в оставшиеся на бумаге штрихи и линии. Постепенно от процессуального деятельность малыша приобретает изобразительный характер.

Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.

Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движения обеих рук по контуру формы предмета и его частей. При этом рука ощущает движение, его характер. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники – самостоятельная и важная для ребенка задача.

Представители реалистического направления в изобразительном искусстве всегда придавали большое значение, технике рисунка, уделяя выработке ее особое внимание. Замечательный русский художник-педагог П.п. Чистяков, подготовивший и воспитавший целую плеяду русских художников, неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабые стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника. Он писал: «К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато-неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток».

Техника, по образному выражению П.П. Чистякова, — это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения. Большое значение качества исполнения для выражения идей художника отмечали русские художники И.Е. Репин, И.И. Крамской и др.

Такой требовательный к себе художник, как Эжен Делакруа, считал, что художник должен постоянно совершенствовать свое мастерство в области контура, добиваясь, чтобы уже первые штрихи в зачаточном виде содержали то, чем будет выделяться готовое произведение, а для этого нужно постоянно работать над техникой линии, штриха.

Советский художник Д.И. Киплик в книге «Техника живописи» указывает, что под техникой живописи должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которой является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности; знание техники даст художнику возможность не только создаьб долговечные произведения, но и наилучшим образом с художественной точки зрения использовать живописные материалы.

Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов – бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр., в соответствии с их изобразительными возможностями.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого «technike» — искуссная и «techne» — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию «техника» в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом – техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и пр., умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значениее это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

Таким образом, под техникой рисунка следует понимать – владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаз и рук, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.

В рисовании, как и во всякой орудийной деятельности, закреплен ощественно-исторический опыт людей. Нужно, чтобы ребенок правильно воспринял способы действия с инстуремнтом в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению.

Первые исследователи детского рисунка – начало XX в., — как русские, так и зарубежные, отмечая совеобразие развития детского творчества, признавали необходимость обучения детей рисованию и, в частности, вооружения детей техническими навыками. Большое значение обучению технике рисования придавал Коррадо Риччи итальянский искусствовед, который подчеркивал, что без обучения технике рисования даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка, что и дети.

Американский педагог Либерти Тэдд считал развитие ловкости руки, ее подвижности важным условием выражения содержания изображения. Овладение техникой рисования нужно не только для передачи изображения, отраюотка техники в рисовании способствует формированию умелости рук, необходимой для осуществления многих других видов деятельности.

Русский ученый В.М. Бехтерев относился к детскому рисунку как к «объективному свидетелю проявлений и развития детской психики» и большое значение в связи с этим придавал изучению характера детских рисунков. При анализе детских рисунков, по мнению ученого, должно быть принято во внимание развитие координации пальцев руки ребенка. В.М. Бехтерев подчеркивал, что усвоение ребенком неправильных приемов с трудом преодолевается впоследствии и вредным образом отражается на рисовании и письме.

В.М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет, иначе, по его мнению, мог закрепиться неправильный навык.

Необходимость чуткого и внимательного руководства рисованием детей как единственно правильного пути их художественно-творческого развития подчеркивала на протяжении всей своей педагогической и исследовательской деятельности Н.П. Сакулина. И в последующих работах ученого говорится о необходимости пристального внимания к формированию техники рисования, указывается, что на ряду с обучением умению передавать в рисунке задуманное содержание необходимо учить детей техническим навыкам; отмечается, что приобретение умений владеть карандашом, кистью способствует развитию мелких и тонких движений кисти руки и пальцев. В понятие техники рисования включается умени правильно держать карандаш и кисть и владеть ими, навыки закрашивания рисунка, не заходя за контур, которые не могут быть приобретены без умения регулировать произвольность размаха, нажима и темпа.

Необходимость обучения рисованию. И в частности, техническим навыкам, подчеркивается и советской психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого.

«Качество изображения предметов объективного мира на каждом возрастном этапе обусловленно восприятием, — качеством анализа изображаемого предмета и техническими умениями изображать. При условии наличия систематической и целенаправленной рисовальной деятельности под руководством взрослых с возрастом постепенно улучшается и углубляется способность зрительного анализа изображаемых предметов и техника их изображения». – Е.И. Игнатьев

В области рисования рекомендуется обучать тем умениям и навыкам, которые могут быть определенным как техника рисования.

Итак, отечественная педагогика, как правило, утверждает необходимость активного руководства детской изобразительной деятельностью вообще и процессом формирования техники рисования в частности. С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно держать карандаш, кисть, мелок, фломастер, пользоваться разнообразными материалами.

Таким образом, советская дошкольная педагогика и психология положительно решают вопрос о необходимости обучения детей технике рисования.

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта