Влияние родительских установок на развитие ребенка дошкольного возраста
27.01.2020Несмотря на то, что на развитие ребенка в дошкольном возрасте значительно влияют отношения с ровесниками, с братьями и сестрами и другими членами семьи, основная роль все же принадлежит влиянию родителей. То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями остается с ним на всю жизнь. Изменить структуры, которые сформировались в этом возрасте достаточно сложно, что нередко может требовать помощи со стороны, а также больших усилий уже взрослого человека.
Развитие ребенка происходит под воздействием родительского программирования, и ребенок начинает создавать историю своей жизни уже с момента рождения. А уже к четырем годам в общих чертах известно ее содержание, к семи годам история уже почти завершена, далее она только «шлифуется», дополняется деталями.
Родительские установки — стереотипные правила поведения, которые выражаются в действиях, словах, жестах и т. д., родители как бы следуют готовым шаблонам. На родительские установки влияют семейные ценности, а также социально-экономический статус родителей. Семьи, где не высокий материальный доход, отличаются строгостью, чувствуют себя менее ответственными за детские проблемы. В семье, где достаток средней, имеются позитивные установки по отношению к независимости детей, так же поощряются у детей послушание, хорошие манеры. Высокий профессиональный уровень матерей свидетельствует о таких ценностях как, саморегуляция, инициативность и креативность.
Родители дают детям, не только воспитание, но и образцы для подражания. Семья несет ответственность за воспитание своих детей, прививая им черты характера. В родительском отношении к детям, проявляются родительские установки, они основываются на чувствах, ожиданиях, и оценках родителей по отношению к детям.
Родительские установки, это стереотипные правила поведения, которые выражаются в действиях, словах, жестах.
Родительские установки большую роль играют в эмоционально-личностном развитии ребенка. Так, как родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала….», «Папа велел…»
Вам, родители стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз, возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контр-установка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Например, контр— установка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Это отрицательно влияет на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение. Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.
Постарайтесь сделать так, чтобы негативных фраз было мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Чаще используйте такие фразы, как:
• Ты самый любимый!
• Ты очень многое можешь!
• Что бы мы без тебя делали!
• Иди ко мне!
• Садись с нами!
• Я помогу тебе…
• Я радуюсь твоим успехам!
• Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
• Расскажи мне, что с тобой…
Еще раз, напомню, что Личность ребенка и формируется, и воспитывается под воздействием, прежде всего родителей. Навыки должны вырабатываться терпеливо, а воспитательные принципы превращаться в твердые навыки жизненного поведения. Проявление доброты, любви, человечности, сострадания, уважения- все это воспитывается на конкретных поступках.
Каждый поступок, каждое слово в определенных условиях превращается в черту характера ребенка.
Слушая беседы взрослых, дети незаметно усваивают наши взгляды и принципы, нашу систему ценностей, учатся различать «что такое хорошо, а что такое плохо». Любые нравоучения действуют не всегда и не на всех, зато яркие, выпуклые примеры прочно запечатлеваются в детской памяти.
В силу своих возрастных особенностей дети гораздо лучше усваивают информацию, когда она, конкретна, и эмоционально окрашена.
Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от умения чувствовать и догадываться.
Ребенок — пластилин, как слепите, таким он и вырастет. Это касается не только родителей, но и воспитателей. У воспитателя, как и у родителей руки должны быть добрыми и слова ласковыми. Даже если ребенок провинился, необходимо всегда найти добрые слова. Объяснить малышу, в чем проблема и как с нею бороться.
Только мы все вместе сможем вырастить доброго, открытого ребенка. У которого не будет комплексов, которые зачастую ребенок приобретает благодаря невнимательным взрослым.
Желаю удачи!!!!