Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Речевая готовность ребенка к школе

12.04.2020

     Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому?

     Будущему первокласснику необходимо накопить  определённый  багаж  знаний,  умений,  навыков,  которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того,  чтобы  этот  процесс  стал  доступным  и  интересным  для детей.

     Существует целый ряд критериев оценки готовности ребёнка к школе. Это общее  состояние  его  здоровья,  достаточный  уровень  мотивации  и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий возрасту уровень сформированности пространственных  и  латеральных  представлений,  достаточная познавательная  активность. 

      Сегодня  мы  поговорим  о  «речевой готовности» вашего ребёнка к школе. Речевая  готовность  включает  в  себя  целый  комплекс  речевых компонентов — это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки  словообразования  и  грамматически  верного  оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребёнок должен  владеть  элементарными  учебными  навыками:  производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове. Это краткое описание того, чем должен владеть ваш ребёнок в области развития речи при поступлении в школу, чтобы беспрепятственно начать обучение грамоте.

     Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи,  вниманию,  памяти.  Существенную  роль  играет  психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости новой деятельности.

     Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка, как средства общения.     

 

      Сформированность звуковой стороны речи.  Ребёнок должен владеть правильным,  чётким  звукопроизношением  звуков  всех  фонетических групп. Полная  сформированность  фонематических  процессов,  умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка -звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки. Ребёнок должен на слух определять тонкие различия в звучании  звуков.  Хорошо  развитый  речевой  слух  ребёнка  является необходимым условием при обучении грамоте.

      Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки слогового чтения.

     Умение  пользоваться  разными  способами  словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы —хвост, а у лисёнка —хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая,  голубой;  образовывать  прилагательные  от  существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»

     Сформированность  грамматического  строя  речи:  умение пользоваться  развёрнутой  фразовой  речью,  умение  работать  с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными  членами;  работать  с  деформированным  предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом текста, сохраняя смысл  и содержание.     

     Составлять  самостоятельно  рассказ-описание.

      Ребёнок  с  хорошо  развитой  речью  легко  вступает  в  общение  с окружающими,  может  понятно  выразить  свои  мысли, желания,  задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот,  невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

      К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают  их,  становятся  молчаливыми,  застенчивыми, раздражительными. Мы в силах вместе помочь вашему ребёнку, если у него есть речевые проблемы.

      Итак, ваш ребёнок собирается в школу. Давайте вместе посмотрим, всё ли в порядке с развитием речи у вашего будущего ученика. Первое, на что надо обратить внимание, как ребёнок произносит звуки родного языка. Попросите ребёнка повторить ряд слов с группой свистящих звуков: [С] —собака, маска, нос; [СЛ] —сено, василёк, высь; [3] —замок, коза; [3Л] —зима, магазин; [Ц] —цапля, овца, палец; затем ряд слов с шипящими звуками: [Ш] —шуба, кошка, камыш; [Ж] —жук, ножи; [Щ] —щука, вещи, лещ; [Ч] —чайка, очки, ночь; затем ряд слов с сонорными звуками: [Р] —рыба, корова, топор; [РЛ] —река, варенье, дверь; [Л] —лампа, молоко, пол; [JT] —лето, колесо, соль.

     Остро встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень  скоро).  Особенно  необходимым  становится  правильное произношение  звуков  и  слов  при  овладении  грамотой.  Младшие школьники  пишут  преимущественно  так,  как  говорят,  поэтому  среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному  языку  и  чтению)  отмечается  большой  процент  детей  с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

    Если ваш ребёнок нечётко произносит звуки, искажает их, заменяет или опускает, то необходимо заняться коррекцией произношения. Иногда процесс работы над звуком занимает много времени. Поэтому необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду и начать занятия. Определить характер  нарушений  у  ребёнка  может  только  специалист.  После знакомства  с  вашим  ребёнком  логопед  подберёт  комплекс индивидуальных  заданий,  которые  помогут  скорректировать произношение.

      Сейчас же можно дать только общие рекомендации по развитию артикуляционной моторики с помощью упражнений для губ и языка.  Цель  артикуляционной  гимнастики – выработка полноценных движений  и  определённых  положений  органов  артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3- 5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Лучше выполнять артикуляционную  гимнастику  перед  зеркалом,  чтобы  можно  было проконтролировать движение органов артикуляции. На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и  динамические,  с  образными  названиями.  Статические  упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

    Советы родителям будущих первоклассников

    Развивайте  мелкую  моторику  ребёнка:  надо  больше  рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите косы кукле, зашнуруйте ботинки.

    Работайте  над  развитием  познавательных  способностей  ребёнка (внимание, мышление, память). Упражнения: «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ». Разучивайте маленькие стихи.  

     Дома  чаще  играйте  с  детьми  в  «Дочки -матери»,  «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

     Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение.

     Приучайте ребёнка к самообслуживанию.

     Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.

     Будьте  последовательны  в  своих  требованиях.  С  пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?» —кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут. Ребёнок должен чувствовать вашу поддержку. Пусть исчезнут страх и тревога у будущего первоклассника, пусть он знает, что ему всегда помогут! Желаю удачи!

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта