Дети в мире музыки
16.10.2020В дружной семье искусств музыка занимает особое место. Оно определяется тем, что развитие музыкальных образов, происходящее во времени, позволяет предельно выразительно передать движение, борьбу и смену чувств и страстей. Музыка, по своему содержанию — это художественная модель человеческих эмоций и рассматривается нами как эстетический способ освоения и познания эмоционально-эстетического мира людей.
Мир музыки поистине безбрежен. Он охватывает разные исторические эпохи, смен общества, различные национальные традиции. Музыка во многом отличается от других видов искусств – её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино, ибо она оперирует средствами чисто эмоционального воздействия и обращена к чувствам и настроения людей. А.В. Луначарский в своей работе «В мире музыки» писал, что музыка как способ познания «не только помогает осознавать весь окружающий человеческий мир и природу, но является даже необходимым элементом такого познания». Сокровища музыки, накопленные в течении веков поколениями людей, необычайно многообразны.
Народы нашей многонациональной республики имеют богатейшие музыкальные традиции и наследие и поэтому наша главная задача ввести ребенка в этот мир музыкальной культуры, подготовить ребенка к активному восприятию музыкальных произведений.
Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что приобщать ребенка к музыке следует с самого раннего возраста. Память детства – самая драгоценная память, то, что узнал в детстве, остается на всю жизнь. Музыка открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Восприятие музыки основано прежде всего на определенной мелодии. Мелодию обычно называют мотивом или напевом – это душа музыки, основной носитель музыкальной мысли, художественной идеи. Выразительная мелодия способна сплотить воедино стремление и помыслы людских масс.
Музыку надо научить ребенка слушать и поэтому мы должны помнить, что мир музыкальных звуков – это та особая стихия, в которую погружать ребенка надо постепенно и радостно, а не вталкивать его насильно. За долгие годы моей работы с дошкольниками мне посчастливилось встретить детей незаурядной одаренности. Мы часто не подозреваем, на что способен ребенок, если его затронет действительный интерес к музыке, поэтому в основе моей работы лежит вера в безупречные силы, скрытые в ребенке. Их надо только вовремя рассмотреть и направить в нужное русло.
Очень важным элементом музыки является гармония. Гармония окрашивает мелодию в различные эмоциональные тона, углубляет её поэтическое содержание. В процессе общения с музыкальным произведением возрастает духовность и взаимопонимание и поэтому мы можем сказать, что музыка рождает гармоническое единство, её внутренний мир пробуждает в ребенке наиболее высокие и тонкие чувства. Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные чувства и настроения, окружающий мир как бы трансформируется для ребенка в мир звуков, а далее активизируются психические и физиологические функции.
Психологи говорят о том, что внимание ребенка в дошкольном возрасте способно удерживаться на чём-то одном не более 45 минут. Но музыкальные занятия в детском саду так многогранны и требуют применения таких разных приемов, что ни о каком одном предмете для удержания внимания не может быть и речи.
Недопустимо, в раннем возрасте, обучая детей музыки «топтания» на одном месте. Следует менять преподносимые элементы знаний, чтобы получить цепь как будто даже не связанных между собой ( в представлении ребенка) элементов. Каждый этап обучения должен быть как бы новой игрой, и главное, что бы ребенку всё время было интересно. Не загружайте его сознание большими требованиями, действуйте очень осторожно и проявляйте творческую изобретательность, что бы занятия были интересны и зажигали воображение ребенка. Смело ищите и выбирайте нужное из музыкальных произведений, но при этом помните, что вводить ребенка в мир музыки – это значит открыть для него целый мир.
Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: « Поистине музыка врачует душу». Этому свойству музыки высокую оценку давали Пифагор, Платон, Гиппократ, Аристотель и другие ученые Древней Греции. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня всё больше и больше поражают дошкольников. Мы обязаны помочь детям и их родителям решить эти проблемы возможными средствами. В этой связи предоставляются уникальные возможности музыкальных занятий как средства реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду.
На музыкальных занятиях основной акцент ставиться на приобщении детей к произведениям музыкального искусства. По своему значению произведения делятся на релаксационные, активизирующие и смешанные. Релаксационные, т.е. расслабляющие произведения можно слушать как днём, так и вечером, перед сном в удобной приятной обстановке.
Активизирующая музыка улучшает мозговую деятельность, помогает вернуть утраченную и израсходованную энергию. Мы используем такую музыку во время игр, утренней гимнастики, физкультурных занятий и можем с уверенностью утверждать, что музыка в детском саду помогает не только приобщать детей к высокому миру искусства, но и использовать музыку в оздоровительных и коррекционных целях.
Музыка способствует восстановлению эмоционального равновесия и развитию положительных эмоций. Особое предпочтение мы отдаем народной музыке и музыкальной культуре. Испокон веков музыкальная культура была действенным средством народной педагогики, а также обладала целительным действием. Особая роль отводиться песенному фольклору.
Песня, музыка передают от поколения к поколению духовный опыт народа, его нравственные ценности. Используя в детском саду «золотой фонд» музыкального фольклора, предпочтение отдается песенному репертуару, так как песня (народная) – это естественная система арттерапии и используется на музыкальных занятиях в качестве оздоровительных мероприятий в форме напевок, распевок для выработки правильного дыхания, активизации звуков, расширения словарного запаса. На таких занятиях присутствует музыкально-рациональная психотерапия, которая представляет собой совокупность приёмов и методов, направленных на расширение и формирование мировоззрения, которое помогает детям быть здоровыми и счастливыми.
Народная музыка представляет собой специально созданные формулы музыкального самовнушения, а песни оказывают положительное воздействие на положительное восприятие окружающей действительности, так необходимой для психического и душевного здоровья ребенка.
В процессе общения с музыкой возрастает духовность и взаимопонимание людей. Музыка рождает гармоническое единство, её внутренний мир пробуждает в человеке наиболее высокие и тонкие чувства, которые выступают стимулами к изменению в целом своей жизни, так и сиюминутных порывов.
Встреча музыки с тонким эмоциональным миром человеческой души рождает красоту и доброту отношений, раскрывает детям мир человеческих эмоций, выраженных в музыке.