Формирование здорового образа жизни в ДОУ и дома
28.12.2020Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Цель: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи:
- Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
- Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Актуальность: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Практическая значимость: Валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью;
утренняя гимнастика, бег, фитбол-гимнастика, дыхательные упражнения, совместные спортивные игры и праздники с родителями и т.д. – к ежедневным занятиям по физической культуре;
подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.
Ожидаемый результат:
- Снижение уровня заболеваемости.
- Повышение уровня физической подготовленности.
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
- Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья
- Появление достаточного уровня знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом.
- Овладение культурно-гигиеническими навыками, знаний о значении витаминов для здоровья человека.
В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области физического развития дошкольников. Разработан план кружковых занятий с мячом, 1 раз в неделю 25 мин. В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
На занятиях по физической культуре используются подвижные игры, дыхательная гимнастика, общеразвивающие упражнения, дети овладевают основными видами движений, что способствует формированию привычки к здоровому образу жизни.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении.
Так же в практику нашего сада внедрилось проведение всеобщей гимнастики на улице «На зарядку — становись!»
Цель ощущение причастности к общему делу, эмоциональная и физическая подзарядка, самоутверждение
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Проводятся совместные спортивные праздники с родителями «Папа, мама, я — спортивная семья», «Быстрее, выше, сильнее». Цель — приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни, прививать интерес и любовь к физической культуре и спорту, содействовать улучшению взаимоотношений между родителями и детьми.
Совместные спортивные соревнования между подготовительными группами так же нашли достойное место в нашей работе с детьми «Веселые старты»
Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками : подвижные игры, труд, занятия физической культурой. Проводится традиционный праздник «Мыльного пузыря» ,где дети танцуют, играют и в конце праздника дети запускают множество пузырей, подвижные игры по ПДД.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Хочется, чтобы эта работа продолжалась и дома. Использовались различные виды закаливания, утренняя гимнастика, подвижные игры.