Возрастные особенности речевого развития детей
13.01.2021Ребёнок не рождается со сложившейся речью. И нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно излагать свои мысли Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс. Её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.
Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. Но, имея достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Для этого нужна речевая среда. Но и этого недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
В общении с окружающими на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, то есть подгоняет своё умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. В овладении важна языковая способность ребёнка. И в процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые законы и правила грамматики
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ
1 год жизни является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает своё внимание на источнике звука, на лице говорящего, развивается понимание речи). В процессе гуления развивается артикуляционный аппарат. Общение ребёнка и взрослого на эмоциональной основе.
Первые слова в 8-9 месяцев, у некоторых в 1 год – 1год 2 месяца, запас слов – от 2-3 до 15-20. Слова упрощённые – мама, папа, ляля. До 1,5 лет фразовая речь отсутствует.
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ
Произносительная сторона речи несовершенна: неправильное произношение большинства звуков, смягчение отдельных согласных («дяй», «сяпка»), нечёткое произношение слов с пропуском согласных («мокко», «кука»), у некоторых – слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, простых в произношении (ма, па). Хотя речь становится средством общения, далека от совершенства: бедность словарного запаса (от 100 до 300 слов), в основном – существительные, прилагательные, обозначающие размер (большой, маленький). Многое зависит от взрослых. Они употребляют облегчённые слова («бай-бай», «му-му»), называет лишь предметы, с которыми ребёнок постоянно действует. Отсутствуют правильные грамматические связи, фразы построены неправильно, но дети усваивают согласование существительных с глаголами, изменение существительных по падежам (увидел маму, с мамой).
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ
Потребность в общении возрастает. Возрастает и понимание речи. Словарный запас увеличивается в 3-4 раза до 800-1000 слов. Начинают широко пользоваться местоимениями и предлогами. Неправильное произношение: сокращения («сипед», «атобиль»), перестановки в слове слогов, звуков, пропуски («певрый», «босой»- большой).
Звукопроизношение – смягчение свистящих и шипящих согласных, искажения, пропуски («абака», «фобака», «фапка», «сапка»). «Л», «Р» тоже пропускаются или искажаются («ука», «лямпа»). Хотя некоторые дети могут усвоить все звуки родного языка, кроме «Р» и шипящих. Используются простые распространённые предложения. Одновременно с речью развиваются мышление, память, воображение. Нередко в процессе игры сопровождают действия словами. Способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Даже может отгадывать загадки, если в них есть знакомые звукоподражательные слова («ква-ква» — кто это?).
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
Новые достижения: начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, устанавливать зависимость между ними, свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними. Инициатива исходит от ребенка. Он задаёт вопросы. Словарный запас – 1500-2000 слов. Наращивается качественный состав, также наречия, местоимения, предлоги; появляются числительные, притяжательные местоимения (мой, папин). Грамматический строй речи – на вопросы отвечает более развёрнутыми фразами из 4 и более слов. Преобладают простые распространённые предложения, но появляются и сложные. Речь становится более связной и последовательной. Звукопроизношение. Исчезает смягчение согласных. Многие звуки произносятся более четко. Исчезает замена шипящих и свистящих, звуков т, д. Шипящие у некоторых ещё не достаточно четкие, чистые, не у всех детей – звуки л, р.
С помощью взрослого может передать содержание хорошо знакомой сказки, выучить наизусть небольшое стихотворение.
ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
Отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Устойчивость внимания и речи возрастает, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Актив словарь до 2500-3000 слов. Употребление предложений более сложной структуры. Овладевают монологической речью. Звукопроизношение у многих сформировано, у некоторых ещё нет шипящих и р. Речь в целом чище, отчетливей.
Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, пытаются установить сходства, звучание слов, но, фиксируя неправильность произношения сверстников, могут не замечать нарушения звучания собственной речи, т.к. недостаточно развит самоконтроль. Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук, конечно, если у него достаточно развито фонематическое восприятие. Подражая взрослым, дети могут точно использовать средства выразительной речи: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, выдерживать паузы, следить за громкостью речи.
ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ
На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Произношение уже сформировано. Ребёнок пользуется развёрнутой фразой, выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно-следственные связи, временные отношения. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.
Словарь расширяется за счёт названий отдельных частей предметов, глаголов, образованных приставочным и суффиксальным способом. Словарь увеличивается на 1000-1200 слов. К концу года тонко дифференцирует собирательные существительные, некоторые могут подобрать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным.
Грамматический строй речи совершенствуется, но такие ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование Р. п. мн. числа существительных (яблоков, сапогов и др.); изменение несклоняемых существительных ( на пианине, пальтов). Это, конечно, в большей степени зависит от окружения, чаще обращать внимание на речь ребёнка.
Развивается связная речь детей. Без помощи взрослого пересказывает, описывает события, в котором он участвовал, способен самостоятельно раскрыть содержание картины, если изображены знакомые предметы. Способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств (вопросительной, повествовательной), передавать свои чувства и эмоции.
В звукопроизношении могут быть неправильно сформированы звук «Р» (горловой, одноударный), межзубные «С», «З», «Ц», боковые «Ш», «Ж». И у некоторых незакончено дифференциация звуков («шушка» вместо «сушка»). Ребёнок имеет достаточно сформированный фонематический слух, хорошо различает звуки, может выделять звук из слова, подобрать слова с определённым звуком. Выполнять более сложные задания: определить позицию звука, разделить слова на слоги.
СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ
В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно сможет поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, обувь зимняя, летняя и т.п.) Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда. Начинают употреблять сложные слова (длинноногий), у детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Используют слова с переносным значением, быстро подбирает синонимы, антонимы. Большое влияние на речь ребенка оказывает уровень речевой культуры взрослых.
Речь детей становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний. Может сам придумать сказку, рассказ, рассказать о своих впечатлениях.
Совместные игры требуют объяснение правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует точности изложения.
Произносительная сторона речи достигает высокого уровня: правильно произносит все звуки языка, четко и внятно произносит фразы, в зависимости от ситуации говорит громко и тихо, пользуется интонационными средствами выразительности.
Имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа.
Конечно, речь не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в сложности грамматической системы русского языка.
У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков в словах сложной слоговой структуры, неточное употребление ударения (звОнит вместо звонИт).
Итак, к моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь, строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже; свободно пользуется монологической речью. Всё это даёт ребёнку возможность при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
И, конечно же, многое зависит от индивидуальных возможностей, речевого окружения и качества занятий, проведённых в детском саду и дома.
Если ребёнок отстаёт от этих возрастных норм, то необходима консультация логопеда. Он определит степень недоразвития речи, определит дальнейший маршрут обучения. При необходимости направит к узким медицинским специалистам.