Обучение графическим навыкам и умениям
21.01.2021Последовательность формирования технических навыков и умений, должна определяться изобразительными задачами. Каковы же наиболее эффективные способы обучения детей этим навыкам?
Понятное окружающим изображение может быть создано только на основе отчетливых представлений о предметах и явлениях. Представления образуются в процессе восприятия, изображение в рисунке может получиться лишь на основе чувственного знакомства с предметом.
Необходимость формирования представления для последующего изображения подчеркивает и Н.П. Сакулина, отмечая наряду с этим взаимосвязь всех процессов, лежащих в основе деятельности изображения.
Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения. Регулировать изображение в рисунке ребенок может, только имея полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании.
Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен взрослым с тем чтобы дети, прежде всего, восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для послежующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное и направляемое взрослым восприятие детьми предмета называется обследованием. Нужно позаботиться о том, чтобы у детей были ясные представления о тех предметах, которые они будут изображать.
В начале обследования необходимо обратить внимание на предмет в целом, подбирая яркие и выразительные слова для его характеристики, затем перейти к анализу предмета, выделяя форму основной части, потом остальных частей, определяя их величину и расположение по отношению к основной части. В заключение нужно вновь обратить внимание на весь предмет, чтобы закрепить целостное представление. Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных средств.
Организация обследования предмета перед его изображением есть организация ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения. Она складывается в процессе знакомства с предметом или движением, продуктом ее ялвляется образ предмета или движения; на основе образа и формируется практическое действие. Без ориентировочной деятельности нельзя приступить к выполнению действия.
Качественный характер этой деятельности может быть различным и зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей и от условий протекания деятельности. Эти различия имеют существенное значение и для формирования, и для функционирования навыка.
Формирование навыка происходит быстрее у того ребенка, который предварительно активно знакомится с заданием и со способоами его выполнения и лишь затем переходит к выполнению системы исполнительных, рабочих движений, чем у того, который сразу приступает к осуществлению последних без предварительной ориентировки в ситуации.
В связи с этим большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе.
Ориентировочные обследовательские действия ребенка, направленные на ознакомление со способами действия, не совершенны. Это обусловленно тем, что двигательный опыт дошкольников еще очень мал. Совершенствование исполнительных рисовальных движений происходит в течение всего дошкольного периода.
Ориентировка в движении руки, связанном с изображением, начинается уже в процессе обследования предмета. Движение руки по контуру предмета, включенное в обследование, способствует образованию двигательного представления, необходимого для формирования исполнительного движения. При этом важно включать последовательное движение обеих рук по контуру формы предмета.
Подчеркивая решающую роль движений рук в процессе формирования двигательного, осязательного образа, психологи отмечают, что попытка сформировать осязательный образ, исключив активное обследование предмета, не приводит к успеху; в процессе формирования этого образа движениям руки принадлежит ведущая роль. Перед тем как ребенок начнет рисовать, взрослый просит жестом в воздухе показать, какое же движение нужно сделать, чтобы изобразить предмет.
Итак, в процессе обследования ребенок сначала видит движение по контуру предмета в воспроизведении взрослого, а затем повторяет сам. Образуется связь действий руки и глаза. Зрительный образ движения связывается с двигательным. Это способствует обеспечению двойного контроля – двигательного и зрительного, за последующими исполнительными движениями. Движение руки по предмету в процессе обследования показывает ребенку связь этого движения с формой предмета. Такое движение по направлению, длительности и характеру зависит от особенностей формы предмета.
Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы – округлые, прямоугольные. Обучая ребенка рисованию этих форм, важно подчеркивать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки и на двигательных ощущениях; вместе с тем необходимо подчеркивать сходство движений руки при обследовании в рисовании предметов одинаковой формы. Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов и затем при их изображении. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы – шар, мяч и т.д. и предметы овальной и эллиптической формы – лимон, яйцо, огурец и др. Обучая ребенка изображению округлых форм, следует подчеркивать различный способ движения руки при рисовании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы нужно изменять направление движения – переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге – вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова следует равномерное закругление и снова выпрямление. Такое расчленение движения и объяснение помогают ребенку в его освоении.
Ребенок быстрее осваивает различие в движении при рисовании круга и эллипса, если вначале давать изображение круглого и эллиптического предметов, резко различающихся по пропорциям: предмет эллиптической формы должен быть более удлиненным и равномерно утолщающимся.
Предметы эти нужно давать на одном занятии, и формообразующие движения отрабатывать в сравнении, но тогда, когда ребенок хорошо освоит рисование предметов круглой формы.
Обучая ребенка способу изображения в рисунке предметов круглой и овальной формы, важно развивать разнонаправленные движения руки: слева направо и справа налево. Движения руки при рисовании круга слева направо и справа налево способствуют выработке свободы, легкости движений, развивают руку малыша. Это очень полезно для последующего овладения более сложными изобразительными движениями и техническими навыками.
Изменение направления движения в связи с характером формы усваивается детьми не просто. Так, при переходе от рисования предметов круглой формы к прямоугольной ребенок не может сразу изменить характер движения и продолжает скруглять углы. По мере овладения навыком своевременной остановки движения и изменением его направления под углом эти ошибки исчезают.
Рисовальные движения нужно отрабатывать неизолированно, а в процессе рисования, направленного на создание образа предмета или явления. Это поможет ребенку понять зависимость красоты рисунка от правильности осуществления рисовального движения.
Ориентировочно-исследовательская деятельность не ограничивается только выяснением условий и способов выполнения задания. Она протекает и в процессе выполнения рисунка, когда осуществляется сверка производимого действия с образом, сформированным при ознакомлении с заданием, и в процессе коррекции выполняемого действия в соответствии с этим образом.
Для образования навыка правильного владения инструментом очень важно, когда ребенок получает тот или иной инструмент, проследить, как держит карандаш или кисть ребенок, и в случае надобности исправить. При этом важны не только словесные указания, но и исправление действенным путем: показать, как надо держать, а иногда подойти к ребенку и правильно вложить карандаш в его руку.
Такое воздействие нужно потому, что двигательный опыт, а тем более опыт действия с инструментами у ребенка очень незначителен. Порисовав карандашом и положив его в коробку, он часто вновь уже не может взять его правильно, а берет сверху щепотью или в кулак: так удобнее. Вот почему важно, чтобы ребенок не только видел, но и чувствовал правильное положение карандаша в руке. Постепенно у него образуется зрительное и кинестезическое представление о том, как надо держать карандаш и кисть при рисовании, тогда он и сам может поправить его в руке.
В целях выработки перцептивного контроля за рисовальными движениями, их мышечной регуляции необходимо направлять ориентировочную деятельность ребенка на анализ характера движения и способов его выполнения. Поэтому при показе движения нужно обращать внимание реьенка как на характер движения, так и на состояние движущейся руки, на сравнение и различие мышечно-суставных ощущений.
Фиксируя внимание ребенка на характере движения и способе его выполнения, важно подчеркивать зависимость от этого направления качества линий в рисунке. Только в этом случае ребенок осознанно усваивает технические навыки и умения, может сам заметить ошибку в своих действиях и скорректировать движение в соответствии с имеющимся представлением о том, каое действие является правильным. Благодаря сохранению ориентировочных действий в процессе выполнения изобразительных движений последние становятся точнее, правильнее, и рисунок улучшается.
Некоторыми двигательными навыками и умениями ребенок овладевает самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным в формировании человеческой мотоики и особенно моторики, связанной с использованием в деятельности определенных предметов, орудий.
Пути усвоения двигательного опыта разнообразны. Один из наиболее элементарных и генетически ранних – путь подражания. Подражание рассматривается как особый психический процесс, путем приведения в соответствие собственных движений с движениями имитируемого лица. Для формирования технических навыков и умений важно продумать и осуществить правильный и вместе с тем четкий, понятный показ действия с инструментом, восприняв который ребенок мог бы воспроизвести движение. Подражание оказывается связанным с ориентировочной деятельностью. Однако не всякий воспринятый образец действия ребенок может сразу правильно воспроизвести.
А.В. Запорожец характеризует процесс подражания как сложный и многогранный.
Первая фаза – это предварительная ориентировка, которая заключается в том, что в результате прослеживания действий другого лица складывается образец, образ этих действий, являющийся «меркой для подражания».
Вторая фаза – это фаза отработки исполнительных реакций, усовершенствования воспринятых движений. На протяжении этой фазы субъект путем ряда проб подравнивает свои движения к имеющемуся образцу, пока воспроизводимое движение не будет соответствовать воспринятому.
Следовательно, уподобление движения воспринятому ребенком двигательному образу, как правило, связано не с единичным его воспроизведением: первые попытки подражания лишь приблизительно соответствуют воспроизводимому образцу. Чтобы добиться полного соответствия, необходимо неоднократное воспроизведение движения при соотнесении его всякий раз с образом, представлением движения, образовавшимся на основе его восприятия. Постепенно подражание становится осознанным: ребенок начинает сознательно усваивать заданный образец движения, добиваясь выполнения действия, которое полностью соответствует воспринятому.
Используя подражание как способ обучения техническим навыкам и умениям, нужно развивать самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим взрослый должен показывать тот или иной прием выполнения движения только в том случае, если этот прием дается ребенку впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение, необходимое для изображения.
В ряде случаев полезно, предлагая ребенку нужный способ действия, показать его в воздухе рукой с карандашом или кистью, например, показать, подняв руку с инструментом, как они его держат, или показать в воздухе способ движения руки, необходимый для рисования предмета круглой формы и т.д. Такие приемы активизации ребенка эффективно сказываются на усвоении им движений: проделав движение в воздухе, ребенок увереннее действует на листе бумаги.