Этот коварный звук «р»
24.03.2021Звук [Р] является одним из самых трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и , как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений.
Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.
Необходимо разграничивать термины: «звуки» и «буквы» нашей речи
Звук — это наименьшая звуковая единица слога. Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буквы — это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Буква — это то, что мы видим и пишем.
- Артикуляция звука [Р].
При произнесении звука [Р] артикуляционные органы занимают следующее положение:
— рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;
— язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;
— широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол;
— средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом, сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;
— мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос;
— голосовые связки при громком произнесении вибрируют.
Чтобы его произнести, нужна готовность речевого аппарата:
- нужно уметь одновременно напрягать корень языка с уздечкой и при этом расслаблять его кончик;
- язык необходимо не просто поднимать описанным способом, а удерживать в таком положении на выдохе;
- речевой выдох должен быть мощным, чтобы расслабленный кончик языка вибрировал
- Дефекты произношения звука [Р].
Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом. Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом, например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).
Различают следующие виды ротацизма:
Горловой [Р] (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции звука [Р] имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.
Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в колебание маленький язычок, то такой звук называется увулярное «Р» («грассирующее»).
Если [Р] образован вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное «Р».
Увулярное «Р» акустически наиболее близко к нормальному [Р], особенно у детей с хорошим музыкальным слухом. При велярном [Р] слышится грубый рокот.
Доральный [Р]. Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.
Боковой [Р] (боковой ротацизм). Переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В образовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.
Причины проблемы:
— Патологический прикус
— Дефекты речевого дыхания
— Укороченность подъязычной связки («уздечки»)
— Слабость артикуляторной мускулатуры
— Искаженное восприятие звуков
— Поведенческие расстройства (гиперактивность, дефицит внимания)
- Артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить органы артикуляции к правильному произнесению звука [Р].
- «Цоканье», «Щелканье» «Лошадка» — прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.
Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.
Примечание. Могут быть следующие неточности: Язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью. Губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.
- «Грибок» — Приклеить язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение.
Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.
- «Болтушка» «Индюк» — широким языком быстро облизывать верхнюю губу с голосом
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
- «Маляр» — гладить широким языком небо (от зубов к горлу и обратно).
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.
- «Гармошка» — при выполнении упражнения «Грибок» поднимать и опускать нижнюю челюсть (прикрывать и открывать рот)
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3–5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
- «Дятел» — сильным напряженным языком стучать в небо, в альвеолы за верхними зубами, произнося при этом звук «д-д-д-д…»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
- Постановка звука [Р].
Сроки постановки вибранта [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ребёнка и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.
Постановка звука [Р] ведется в двух направлениях:
а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;
б) выработка вибрации.
Основным способом постановки звука [Р] является упражнение «Мотор».
В момент выполнения упражнения « Дятел» пальцем быстро гладить язык с нижней стороны. При этом струя воздуха должна быть сильной.
Вариативно использовать для постановки звука [Р] и от звуков [Ж], [З] c использованием палочки, логопедического зонда или пальца.
Ребенок быстро говорит звуки на «бугорках»: д-д-д-д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.
В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта [Р] идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком [Р], помогая себе пальчиком.
- Закрепление произношения звука [Р].
Закрепление звука [Р] происходит по принципу от простого к сложному. Сначала закрепляется произношение звука [Р] в слогах, затем в словах, во фразах, в предложениях и в связном высказывании: в рассказе или в стихотворение.
Закрепление звука проходит с учетом степени сложности сочетаемости с другими звуками.
Сначала с гласными звуками, затем с согласными : Р, АР , АР
1.Самая легкая позиция — прямые слоги и начало слова:
Ра – рак, радио, радуга …
Ро- рот, роза, ровный …
Ру- ручка, руки, русый …
Ры- рыба, рысь, рыжик…
- Затем между гласными: АРА, УРА, ОРО ИРЫ:
-ра-, дорога, гора, дыра…
-ро- – сорока. корова. народ…
-ру- парус, игрушка, Маруся…
-ры – шары, комары, топоры…
Подходят для закрепления звука [Р] и чистоговорки:
Ра-ра-ра- вот высокая гора
Ры-ры-ры- иы катаемся с горы…….
Труднее закрепить обратный слог и конец слова:
АР — шар, комар, дар..
ОР — сор, вор, топор….
ИР — мир, пир, зефир…
ЫР — сыр.
Чистоговорки:
Ар-ар-ар- синий шар
Ор-ор-ор- высокий забор….
Закреплением звука [Р] при стечении согласных звуков: (самая трудная ситуация)
*Сочетание звуков в слогах ТРА, ДРО может быть самым легким для произношения. Иногда закрепление звука Р начинают с этого слога.
ТРА ТРО ТРУ ТРЫ — трава, тропка, трубач, тетрадь, метро, петрушка
АТР ОТР УТР ИТР ЭТР ЫТР — метр, министр, педиатр
ДРА ДРО ДРУ ДРЫ — дрова, драка, друг, подруга, кедры, ведро
ПРА ПРО ПРУ ПРЫ — правда прыгать, провод,
БРА БРО БРУ БРЫ — брать, брат, брови…., зебра, кобра….
ВРА ВРО ВРУ ВРЫ — врать, врач. враг, …., ковры
ФРА ФРО ФРУ ФРЫ — фрак, фрукт,…
КРА КРО КРУ КРЫ — кран, краски, крыша…
ГРА ГРО ГРУ ГРЫ — графин, гроза. груша..
ХРА ХРО ХРУ ХРЫ – храм. храп, хром…
Чистоговорки:
Тра-тра-тра- в детский сад идем с утра
Тро-тро-тро – в садик едем на метро….
Для того, чтобы звук [Р] появился в самостоятельной речи ребенка, нужно приложить много времени и немало усилий. Необходимо набраться терпения, ведь звук Р трудный, но благодаря ежедневным упражнениям и занятиям, у вас все получится!