Развитие волевых качеств личности в процессе организации спортивных командных игр
16.04.2021Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.
Ниже перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе:
дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду. Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания).
упорство и настойчивость — данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.
решительность — волевое качество, характеризующееся как быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь.
выдержка — это устойчивое проявление сдержанности, несмотря на сильные желания.
Вышеперечисленные волевые качества мы развиваем у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с помощью подвижных игр. Подвижные игры важны для всестороннего развития ребенка. Ценность их не только в том, что они развивают движения детей, но и в том, что побуждают детей быть волевыми, активными, деятельными, размышлять, добиваться успеха. Благодаря этим играм весь организм ребенка включается в работу, воспитываются такие черты характера как воля, дисциплинированность, сдержанность и другие. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Одна из главных задач детского сада – это формирование школьно-значимых качеств личности для успешной адаптации ребёнка в школе: умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств, умение управлять своим поведением, способность переносить статические нагрузки.
Эти качества лучше всего формируются через игры-эстафеты, так как в играх-эстафетах ребёнок должен:
- запомнить довольно сложное задание
- не мешать товарищам по команде
- сдерживать свои эмоциональные порывы
- в процессе игр воспитывается взаимовыручка, ребёнок учится сопереживать и поддерживать товарищей по команде.
В каждой игре-эстафете воспитывается настойчивость, ответственность, выдержка дисциплинированность и др. Происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.
Формирование волевых качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности процесс сложный, многогранный и длительный. В нём должны быть задействованы и педагоги, и родители дошкольников.
Предлагаю вам дома с детьми в выходной день поиграть в игры — аттрацкионы, игры- эстафеты, которые способствуют развитию выдержки, настойчивости, упорства у детей:
«Самый меткий» (метание шишек в корзину)
«С кочки на кочку» ( прыжки через кубики)
«Самые ловкие» ( нести на ложке шарик)
«Пингвины» (прыжки с зажатым мячом между ног)
«Лягушки» (прыжки на четвереньках)
«Дружная пара» бег боком, стоя спиной друг к другу, взяться за руки.
«Футбол» (ведение мяча ногой между предметами)
«Боулинг» (сбивание кеглей мячом)
Подвижные игры не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но и являются средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей. Подвижная игра формирует эмоционально-волевую сферу ребенка, обогащает их социальный опыт, учит адаптироваться в незнакомых ситуациях.