Приобщение детей дошкольного возраста к спорту
26.04.2021Вступление.
Проблема спортивного воспитания детей дошкольного возраста многие десятилетия оставалась без должного внимания, поэтому в настоящее время она очень актуальна. Сегодня никого не нужно убеждать, что дети среднего и старшего дошкольного возраста по своему физическому и психическому развитию подготовлены к восприятию целей, задач, средств и методов спортивного воспитания.
В рамках педагогической деятельности, связанной со спортом, можно выделить две его составляющие:
— воспитание позитивного отношения к спорту (приобщение к спорту);
— воспитание посредством спорта (использование спорта в воспитательных целях).
Исходя из этих задач, мы определи следующие основные направления в работе:
- Помогать детям ориентироваться в спортивной жизни, в мире спортивных явлений. Приобщать детей к занятиям спортом, вовлекая их в спортивные секции;
- Воспитывать у детей нравственные качества посредством спорта;
- Воспитывать стремление совершенствовать свои физические качества (силу, ловкость, выносливость и т.д.)
- Прививать ребёнку любовь к спортивным играм, постараться сделать так, чтобы спортивные игры вошли в жизнь ребёнка и стали методом достижения эффекта здорового отдыха – развлечения, организации интересного эмоционально настроенного досуга в последующей жизни.
На занятиях и в досуговой деятельности целесообразно знакомить детей на доступном для них уровне с информацией на следующие темы:
— история олимпийского движения;
— о видах спорта (иллюстрации, изображающие различные виды спорта, стенды «Назови виды спорта»);
— достижения и успехи ставропольцев, России в спорте (если в мире проходят крупные спортивные соревнования, такие как, чемпионаты мира и Европы или Олимпийские игры, предлагаем детям посмотреть соревнования по телевизору или расспросить у родителей об успехах наших спортсменов);
— беседы о выдающихся спортсменах
(советы знаменитых спортсменов начинающим);
— показ иллюстраций, фотографий, слайдов о спорте и спортсменах;
— КВН и викторины на темы спорта.
Проводим с родителями беседы о необходимости посещения спортивных секций. Наблюдая детей на физкультурных занятиях, даю рекомендации, в какую секцию лучше записать ребёнка.
В группах вывешиваем рекламные плакаты, телефоны спортивных школ и секций.
Детям, которые уже занимаются в спортивных секциях, предлагаем рассказать товарищам о занятиях, об успехах на соревнованиях, принести фотографии, которые помещаются на стенды «Наши воспитанники в спортивных секциях».
Очень важная роль в деле воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту принадлежит спортивным играм.
Спортивные игры относятся к сложным играм большой подвижности с бегом, прыжками, метаниями и формированием всех основных качеств. Широкое распространение спортивных игр обусловлено их доступностью, относительной простотой содержания и организации, а так же силой эмоционального воздействия на участников и зрителей.
Подвижные игры с элементами спорта позволяют дошкольнику овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Детям данного возраста надо предоставить возможность проявить свои способности, умения, разнообразно использовать свой двигательный опыт. При этом очень важно, чтобы ребёнок самостоятельно находил решения, проявлял инициативу, творчество, чувствовал себя свободным. Таким образом, спортивные игры, позволяя дошкольникам проявлять самостоятельность, активность, формирует у них положительное отношение к спорту.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено всеми современными программами для детских дошкольных учреждений («От рождения до школы», «Истоки», «Радуга», «Детство»).
Значение обучения элементам спортивных игр состоит в том, что спортивные игры способствуют:
— совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной);
— улучшению физического развития, физической подготовленности детей;
— воспитанию положительных морально-волевых черт характера;
— созданию благоприятных условий для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи;
— развитию инициативы, организаторских способностей, дисциплинированности (соблюдение правил игры);
— формированию интереса к физической культуре,
потребности к самостоятельным занятиям;
— удовлетворению биологической потребности в движениях;
— воспитанию любви к спорту.
Обучение элементам спортивных игр невозможно без соответствующей материальной базы. В нашем саду такая база имеется для обучения элементам следующих спортивных игр:
Бадминтон
Основные элементы бадминтона:
— отбивание волана ракеткой сверху-вниз;
— направление волана в заданную зону;
— передача волана в парах ударами сверху и снизу;
— игра с воспитателем и друг с другом через сетку.
Баскетбол
— передача мяча двумя руками снизу, из-за головы, от груди, одной рукой от плеча;
— ведение мяча правой и левой рукой стоя на месте и в движении;
— ведение мяча по кругу, в заданном направлении, обводка предметов;
— броски мяча в кольцо двумя руками от груди, одной от плеча;
— игра по упрощённым правилам.
Футбол
— ведение мяча по прямой, по кругу с обводкой предметов;
— удары по мячу;
— передача мяча друг другу;
— попадание мячом в предмет, в ворота с 3-4м;
— остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой;
— подбивание мяча бедром, стопой;
— игра по упрощённым правилам.
Хоккей.
— ведение шайбы в разных направлениях;
— передача шайбы друг другу;
— остановка шайбы клюшкой;
— обводка предметов;
— забивание в ворота с 2-3 м;
— игра по упрощённым правилам.
Лыжи.
— перенос и надевание лыж;
— подготовительные упражнения на лыжах
(управление лыжами на месте, приставные шаги стоя в шеренге, приседания на лыжах, повороты на месте, направо, налево, невысокие подпрыгивания и т.д.);
— ходьба на лыжах переменным шагом, поочерёдно скользя на левой и правой ноге;
— прохождение определённой дистанции за меньшее число шагов;
— выполняют 3-4 быстрых шага и скользят на двух лыжах на полусогнутых ногах как можно дольше;
— подниматься на невысокую горку лесенкой, ёлочкой;
— спускаться с горы в низкой и высокой стойке;
— выполнять торможение;
Санки. Ледянки.
Скатываясь с горы выполнять разнообразные игровые задания:
-поднимать во время спуска заранее положенный предмет,
— проезжать в воротца,
— попадать снежком в цель;
— участвовать в играх-эстафетах с санками.
На занятиях с детьми, посвящённых спортивным играм, целесообразно рассказывать детям об истории возникновения той или иной игры.
Заключение:
В исходном пункте спортивного воспитания дошкольников важно:
— пробудить у них интерес к спорту;
— желание побольше узнать о нём;
— попробовать себя в спортивных играх и соревнованиях;
— вызвать у детей стремление стать более сильными, ловкими, меткими и т.д. для того, чтобы успешно участвовать в этих играх, т.е. пробудить мотивацию к спорту.
Если детский сад вместе семьей сможет привить ребёнку любовь к спорту, то в дальнейшем это станет нормой его жизни.