Особенности речевой активности ребёнка в период адаптации в детском саду
24.09.2021Изменения речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников. В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки.
Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чём-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, «достижения» в игре и т.д., спокойно отдают игрушку или берут игрушку, протянутую другим ребёнком.
Другие дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза.
Есть и такие дети, которых пугает общение с воспитателями. Такие дети стараются уединиться, отворачиваются лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми не умеет вступать в контакт.
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только их внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совм5естных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми. Речевая активность такого ребёнка является выражением повышенного стремления к разговору, активизации внимания, преобладания положительного эмоционального тонуса, повышенного интереса к окружающей среде – т.е. повышенной умственной активности.
Из практики хорошо известно, что в процессе адаптации детей к ДОУ и при переходе ребёнка из одной среды в другую происходят неблагоприятные для его развития изменения в поведении и психике.
Исследований, посвящённых изменениям в речи детей раннего и младшего дошкольного возраста при их адаптации к новой среде, очень мало. В частности доказано, что в первую неделю посещения как ясельной, так и младшей группы детского сада проявление речевой и игровой активности у детей резко снижается ( в среднем на 73%). Даже при условии перехода детей в младшую группу через месяц после их перехода все данные являются более низкими по сравнению с данными, полученными у этих же детей в яслях. Эти разработки представляют особую актуальность и значимость для практики. Вопрос о более быстрой и более лёгкой адаптации детей при переходе из одной среды в другую, вопрос о преемственности в обучении родному языку между яслями и младшей, средней группой детского сада вытекает их необходимости обеспечения высокоэффективного процесса развития и воспитания.
В связи с этим нельзя не упомянуть о результатах исследований Н.Д.Ватутиной , касающихся анализа изменений речевой активности детей в адаптационный период. Согласно данным исследований, в этот период происходит изменение содержание потребности в общении. Оно происходит в 3 этапа:
- Потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
- Потребность в общении с взрослым как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
- Потребность в общении с взрослым на познавательные темы и в активных познавательных действиях.
Дети первой группы должны пройти все три этапа на практике. Их потребность на первом этапе привыкания в ласке, внимании, просьбу взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей происходит длительно (от 20 дней до2-3 месяцев). Поэтому на данном этапе основной задачей взрослых должно стать подведение ребёнка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребёнка более характерной станет потребность в сотрудничестве с взрослыми и получении от него сведений об окружающем. Длительность протекания этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребёнок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребёнка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы соответственно, проходят два этапа в процессе привыкания к условиям дошкольного учреждения (от 7 до 20 дней).