Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду
12.10.2021Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.
Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года
* ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
* в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
* он не повторяет за Вами слова,
* или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года
* у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
* не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет
* все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
* ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
* допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.
Детский логопед поможет:
- скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
- подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
- провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д.
Консультация для родителей.
1. Для чего нужны занятия с логопедом?
— Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.
— Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.
— Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии
— У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
— Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдёт в привычку.
— Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.
2. Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:
Изучение иностранных языков.
Норма в чужом языке может быть дефектом в своем:
1) межзубное произношение свистящих звуков- норма для английского языка;
2) грассирующее»Р»- норма во французском;
3) вибрация всей нёбной занавески- норма в немецком.
Но все это будут дефекты для русского языка.
Обучение чтению.
Если ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой. то когда он научиться говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс «звук — буква».
Предлагаю вам потренировать с ребенком:
- дыхание— тренируем силу и длительность выдоха:
— обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
— пускать мыльные пузыри через соломинку;
— надувать воздушные шарики
— надувать надувные игрушки, круги, мячи;
— учиться плавать, выдыхая в воду; нырять;
— играть на музыкальных игрушках: дудочках, флейтах, губных гармошках.
- развитие мелкой моторики:— самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки) ;
— собирать, перебирать ягоды;
— полоть грядки;
— выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;
— играть с глиной и песком;
— играть с мячиками (бросать, ловить, бить в цель) ;
— собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
— лепить из пластилина, пластика, теста.
- развитие мышц речевого аппарата (неспецифическое) — жевать мясо (а не только сосиски и котлеты) ;
— жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, турнепс) ;
— лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт — для распластывания языка
— чистить зубы (и десны) — это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
— полоскать рот;
— жевать боковыми зубами;
— сосать сухарики из хлеба, булки (соленые) ;
— лизать эскимо.