Психолого-физиологические основы детского изобразительного творчества: восприятие предметов, явлений действительности и их индивидуальных свойств
13.10.2021Художественная деятельность детей с самого начала должна быть тесно связана с жизнью. Прежде всего ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия — зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного; формирование разнообразного сенсорного опыта. Психологи отмечают синкретичность, слитность и недостаточную отчетливость восприятия у малышей. Для маленького художника весьма важно, чтобы зрители узнали нарисованное. Поэтому он должен представить все основные свойства предмета или явления, который он хочет изобразить.
Такие знания и представления об окружающем мире следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения, рассматривая предметы во время проведения дидактических и других игр, направляя восприятие ребенка на те или иные свойства и качества объектов или явлений. Процесс восприятия должен включать анализ — выделение свойств предметов: их форма, величина, строение, качество — гладкий, шероховатый, пушистый, колючий, теплый, холодный и т. д.
Взрослому следует учить детей сравнивать предметы, обращать их внимание на сходство и различие предметов, учить уподоблять одни предметы другим по сходству; объединять их, например, по признаку формы — мячик, колечко, серединка цветка — круглые. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, уподоблением, синтезом, обобщением. Вышеописанная работа способствует интеллектуальному развитию детей и повышает уровень изобразительной деятельности.
Далеко не все дети приходят в детский сад, имея богатый опыт восприятия окружающего мира. У большинства он фрагментарный, неполный, односторонний, а зачастую просто бедный. Следовательно, его нужно развивать.
Для того чтобы развивать у детей эстетическое восприятие, взрослый должен обладать способностью эстетического видения.
Дети не просто смотрят на объект, узнают и выделяют его свойства: форму, строение, цвет и т.д. Они должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изобразить. К сожалению, многие ребята не способны самостоятельно определить и оценить красоту воспринимаемого объекта, и помочь им должен взрослый, иначе понятие «красивое» не приобретет в глазах ребенка конкретного смысла, останется формальным.
Чтобы дети поняли, чем прекрасен тот или иной предмет или явление, взрослый должен уметь чувствовать, видеть красоту в жизни. Как этого достичь? День за днем наблюдайте с детьми за явлениями природы, их изменениями, например, за состоянием неба в разную погоду, при разном освещении солнца; обратите их внимание на то, как набухают почки на деревьях, кустах и как постепенно распускаются, опушая их листвой. А как разнообразны гонимые ветром непогоды серые тучи, как быстро меняются их положение, форма, цвет! Посмотрите, как красиво движение облаков. Вот как писал об этом Н.К. Рерих: «От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прежде всего вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрые перестройки, мощное творчество надолго привязали глаза ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистой гривой, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы — чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных!» Понаблюдайте с детьми, как красиво освещаются небо и окружающие предметы лучами заходящего солнца.
Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Недаром в Японии, где культура эстетическое воспитания очень высока, большое внимание уделяется развитию у детей наблюдательности, умению вслушиваться, вглядываться в окружающее; проводятся уроки созерцания. Например, внимание детей может направляться на то, чтобы они уловили разницу в шуме дождя; в том, как гулко стучат по стеклу крупные, тяжелые капли ливня и как радостно звенит внезапно налетевший летний грибной дождь.
Объекты для наблюдения в целях расширения представлений детей о мире, его изменчивости красоте найдутся всегда; это и летающие над лугом бабочки, и сидящий на цветке пушистый шмель, и плавно опускающиеся на землю снежинки, и подгоняемые ветром опавшие листья.
Образное эстетическое восприятие детей качественно обогащается в тех случаях, когда взрослый использует эпитеты, образные выражения, поэтические строки. Сам процесс восприятия должен быть эмоционально-радостным, вызывать у ребенка положительное отношение к действительности, желание наслаждаться красотой, изобразить увиденное.