Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка
20.01.2022Наиболее распространённой формой организации детского досуга в детском саду, является театр кукол. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие. Кукла очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её, как близкого друга. А если ещё этот безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает сказки, смеётся, поёт — это зрелище превращается для детей, в настоящий праздник.
Нельзя, однако, рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Роль кукольного театра в развитии ребёнка невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он эмоционально «закрепощён», «зажат» боится незнакомых людей.
Кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым.
Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более смелым, открытым, в прямых контактах со сверстниками, людьми. Это позволяет ребёнку — наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым воспитателям, к новому детскому коллективу.
В младших группах разыгрываются знакомые детям сказки, стихи, потешки, песенки — с помощью настольного театра. Например, сказка «Колобок», иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, не прячущимся за ширмой, дети охотнее здороваются за руку, отвечают на его вопросы.
— С детьми 3 — 4 года жизни разыгрывают простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов, шапочек, силуэты персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки при помощи пальчикового театра, настольного театра, театра рукавичек, фланелеграфа.
Дети 5- 6 года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках.
Перед взрослым стоит задача- побуждать детей дошкольного возраста к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол.
Театр является одной из самых ярких, доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личной культуры.
По эстетической значимости влияния на общее развитие ребёнка — театрализованной деятельности по праву принадлежит почётное место рядом с рисованием, лепкой, музыкой.
Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
По мнению известного психолога А. Н. Леонтьева, «развитая игра-драматизация — это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность.
Игра — драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей».
Существует четыре вида кукольного театра:
— настольный
— пальчиковый
— театр кукол (типа Петрушки)
— театр марионетки.
Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры — настольного театра игрушек.
Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на пальчик. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, сказки, стихотворения или потешки.
Театр бибабо: в этом театре используются куклы перчаточного типа (кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма — большой и средний палец, остальные пальцы прижимаются к ладони).
Театр это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя — познаёт окружающий мир.
Театрализованная деятельность является эффективным средством коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации звуков. В процессе театрализованных игр у детей формируется навык уверенного общения в коллективе.