Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения
25.01.2022«Надо уметь правильно произносить звуки,
слова, фразы. Научившись этому так, чтобы
все это вошло в привычку, — можно творить».
К.С. Станиславский.
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Серьёзность такой задачи, как воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, должны осознавать и родители, и педагоги. Важно, чтобы окружающая среда ребёнка была вполне полноценной, то есть, и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Родителям нужно ни в коем случае не подражать языку ребенка и не стимулировать неправильную речь. Например, некоторые родители, услышав от ребенка неправильное слово, и посчитав его смешным, начинают это слово произносить именно в этой манере, нежели исправить его, так и формируется неправильное звукопроизношение и нарушение речи.
Слова должны произноситься одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми. Во время игр и занятий нужно больше внимания уделять произношению звуков, проговаривать их или пропевать, либо подражать в звуках животным. Ребенок не должен всегда играть один, ему обязательно нужно общение в процессе игр. Хорошо, если родители помогут ребенку придумывать сюжет, распределять роли, при этом речь ребенка будет улучшаться, он будет запоминать больше слов, расширять свой словарный запас.
Полезно читать ребенку сказки, пересказывать их своими словами, подключая и ребенка к пересказу. Кроме сказок, можно давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, тем самым развивая, помимо речи, любознательность, и предостеречь о какой либо опасности.
Нужно приучать из звуков складывать простые слова, поддерживать интерес к буквам, звукам. И чем обширнее словарный запас у окружающих ребенка людей, тем активнее развивается его речь.
Чтобы речь ребенка развивалась правильно и совершенствовалась с каждым днем, используйте:
1.Четкую и правильную речь. Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Например, ознакомление со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с конкретным образом (с — песенка воды, з — песенка комара, р — рычание собаки или тигра, ш — надуваем и сдуваем шарик, шипение сердитой кошки и т. п.). Также дети с интересом слушают и повторяют шуточные чистоговорки («са, са, са — вот летит оса»; «ши, ши, ши – играют малыши» и т. п.), скороговорки (У Сони и Сани в сетях сом с усами и т.д). Педагогическая ценность скороговорок. Они улучшают работу артикуляционного аппарата и помогают преодолевать косноязычие, способствуют выработке ясной четкой дикции, тренируют фонематический слух. Скороговорку следует 2-3 раза прочесть ребенку. Попросить повторить ее. Затем предложить прочесть быстрее, еще быстрее, очень-очень быстро.
- Пересказы. Учите ребенка пересказывать пережитое или прочитанное событие. Интересуйтесь у малыша, как прошел его день в садике, с кем он играл на детской площадке. Задавайте наводящие вопросы, стимулируя его продолжать свой рассказ. Избегайте сюсюканья, коверкания слов и подражания словечкам малыша. Ребенок стремится подражать Вам и поэтому за образец для копирования может взять именно искаженные словечки, произнесенные Вами. С раннего детства приучайте ребенка говорить правильно.
- Чтение. Читайте вместе интересные книжки. Со сказками и историями ребенок знакомиться с Ваших слов, поэтому уделяйте большое внимание собственной интонации и выразительности своей речи. Выделяйте голосом и интонацией речь разных героев. Чтение тренирует память малыша, расширяет словарный запас, стимулирует речь и формирует привычку слушать.
Как читать?
- Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
- Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз — так проще запоминаются детали.
- Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
- Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях и справочниках. Интернет в деле приучения к чтению — плохой помощник, слишком уж много соблазнов.
- Сводите чадо в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.
Чтение литературы и пересказы должны соответствовать возрастным особенностям.
Занятия с ребёнком должны быть регулярными, носить занимательный характер, не превращать эти занятия в учебные часы. Заниматься можно во время прогулок, поездок куда-либо, в спокойной обстановке. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Задания должны быть непродолжительными и не вызывать утомления. Желательно сообщить ребёнку, что вы будете делать завтра.
Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, поощрять его успехи, и учить преодолевать трудности.
Самое главное наберитесь терпения!!! Если малыш произносит слова или отдельные звуки неправильно, не ругайте его. Поправьте малыша. Попросите, чтобы он повторил это слово за Вами, и обязательно похвалите его попытку произнести звуки правильно.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц.
Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.