Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Психолого-физиологические основы детского изобразительного творчества: воображение

21.02.2022

         Легко ли придумывать? Мы часто слышим, что все дети — удивительные фантазеры, и стоит только сказать им, чтобы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребенок начнет сочинять, рисовать, конструировать и т. п. Почти как в сказке «Сезам, откройся!». Но в жизни все гораздо сложнее. Каждый взрослый, знает, что способность сочинять, придумывать необходимо систематически и целенаправленно развивать. Во многом умение фантазировать, воображать зависит от того, какой опыт приобрел ребенок до прихода в детский сад, художественную студию. И это не только опыт изобразительной деятельности.

         Конечно, первые опыты ребенка в художественной деятельности, и прежде всего в рисовании как более доступном ее виде, не являются в полном смысле изобразительными. Ребенок черкает по бумаге карандашом, ручкой или фломастером, наблюдая след, который остается от движения руки. Это — случайно получившиеся штрихи и линии. И если спросить малыша, что за рисунок получился, он, как правило, не ответит, так как сознательного замысла еще нет. Но постепенно приобретая опыт восприятия окружающих предметов и явлений, всматриваясь в остающиеся на бумаге следы, ребенок начинает соотносить получившиеся линии и конфигурации с приобретенными знаниями и называть тот или иной предмет.

         Иногда наш художник определяет изображение по какому-то ему одному заметному признаку. Но даже если малыш назвал предмет, случайно всплывший в его памяти и не имеющий ничего общего с нанесенными штрихами и линиями, не следует уличать его во лжи. Постепенно, по мере приобретения сенсорного и сенсомоторного опыта, ребенок начнет задумываться, сознательно искать сходство с предметами в своих линиях, а затем стараться воспроизвести то, что называет.

         Предоставление детям свободы выбора темы для рисунков, постоянное обогащение их сенсорного опыта, — когда зрительное восприятие предметов сопровождается движением то одной,  то другой руки ребенка по контуру предмета и при этом произносится название формы, дают им возможность рисовать самые разные предметы: автомобили, зверей, кукол и т. д.

         Именно накапливающийся сенсорный опыт способствует развитию воображения и мышления малыша. Ребенок не рождается фантазером. Способность сочинять, придумывать связана с развитием воображения.

         Что же такое воображение? Обратимся к исследованиям психологов. Б.М. Теплов писал: «Воображение — это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого-экспериментатора, но и в более абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества».

         Таким образом, воображение тесно связано с образным мышлением, и оба этих процесса основываются на эстетическом восприятии мира.  Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Итак, воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, не существующие в действительности или имеющие новый смысл. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение — не простая сумма представлений. Они изменяются, взаимодействуют с ранее образовавшимися, комбинируются в голове ребенка, складываются в новые образы.

         Накоплению представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа, весь жизненный опыт ребенка. Уместно вспомнить, что говорил по этому поводу Л.С. Выготский: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

         Было бы ошибочным думать, что воображение развивается само собой и для этого достаточно включить детей в художественную деятельность. Воображение необходимо развивать, и делать это можно разными средствами: с помощью упражнений, прибегая к устному народному творчеству — потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки; и к художественно-творческой деятельности, в том числе изобразительной.

         Итальянский писатель Джанни Родари для развития у детей воображения предлагал включить их в процесс создания сказок — сочинить другой конец к известной сказке, продолжить незаконченную, придумать новую с известным персонажем и т.д. Для подобных сочинений могут быть предложены различные варианты ситуаций.

         Интерес и уважение родителей к детскому творчеству способствуют его развитию. К рассказам, сказкам, которые придумали дети, взрослые могут вместе с детьми нарисовать или вырезать и наклеить картинки. Созданные тексты и иллюстрации можно оформлять в книжки, а затем читать и рассматривать всем вместе. Такая работа служит стимулом для дальнейшего развития воображения и творчества детей.

         Любой вид художественного творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой деятельности.

         И наоборот, неразвитость восприятия, низкая сенсорная культура не позволяет детям творчески решать поставленные задачи. В этом случае ребенок затрудняется в выборе темы для изображения, когда от него требуется определить, что он хочет: рисовать, лепить, вырезать или наклеивать.

         Начинать формирование обобщенных способов изображения следует буквально с первых опытов ребенка в рисовании и лепке, приучая от восприятия предмета, его формы переходить к изображению. При повторном создании изображения необходимо активизировать работу детей, опираться на те приемы, которые ребенок уже усвоил. Не нужно каждый раз показывать, как изобразить тот или иной предмет. Такой подход препятствует развитию воображения и творческих способностей. Дети теряют самостоятельность,   становятся пассивными в поисках наиболее выразительных решений. Очень важно предоставлять им больше самостоятельности.

         Одним из главных источников воображения, по общему мнению искусствоведов, художников, психологов и педагогов, является природа, всегда вдохновлявшая поэтов, писателей, художников. С огромным интересов воспроизводят природные объекты в своем изобразительном творчестве и дети. Процесс познания природы обогащает опыт ребенка, создает основу для развития фантазии, работы воображения. Так, чтобы нарисовать сказочную птицу, нужно сначала вообразить ее. Но ведь в основе фантастического образа лежит реальный. И у настоящей, и у сказочной птицы есть тело, крылья, хвост, голова, ноги, крылья, но рисунок должен быть необычным, и эту необычность должна подсказать ребенку его фантазия, объединяющая причудливым образом то, что он уже видел, но в других сочетаниях или объектах. Например, хвост у сказочной птицы может быть как кружева, как солнце, как шлейф, как пучок травы или цветок и т.п. Примеры подобного творческого осмысления природы дети могут видеть в народном декоративно-прикладном искусстве, где ни роспись, ни вышивка, ни резьба не обходится без растительных мотивов и зооморфных образов. Активизируя фантазию детей, родитель помогает развитию их воображения, самостоятельности, творческих способностей.

Консультацию подготовила
                                                                   воспитатель по ИЗО
                                                                                Мотасова Анна Николаевна

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта