С чего начинать укрепление здоровья
06.09.2022Здоровье является важнейшей составляющей счастья и одной из составляющих здоровья является здоровый образ жизни, который в свою очередь направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней.
Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста включает в себя не только двигательную активность, ведь именно в дошкольном детстве закладывается физическое здоровье, личностные качества, поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу знаний и навыков здорового образа жизни. И здесь в первую очередь важен личный пример здорового образа жизни родителей.
Практика показала, что здоровый образ жизни должен включать:
- настрой на здоровый образ жизни;
- достаточную двигательную активность (занятия физкультурой, прогулки);
- умение регулировать свое психическое состояние;
- правильное питание;
- четкий режим жизни;
- выполнение гигиенических требований: закаливание, создание условий для полноценного сна.
Для поддержания двигательной активности ребенка на выручку приходят подвижные игры, спортивные игры, пешие прогулки, различные виды гимнастики. Для гармоничного развития ребенка необходимо соблюдать разумный баланс между активной деятельностью и отдыхом. Поочередно включать в режим дня активные и спокойные игры, время проведенное на улице и в помещении.
Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей. Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа. Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.
В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные.
Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с коротких физических нагрузок. Это утренняя гимнастика, двигательные физкультминутки, которые нужно проводить как дома, так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные процедуры.
Личная гигиена для здоровья ребенка крайне важна. С раннего возраста необходимо приучать ребенка ухаживать за своим телом. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. Задача родителей научить его правильно пользоваться этими предметами.
Здоровый образ жизни не возможно представить без закаливания. И как не вспомнить известную фразу «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Закаливание ведет к повышению защитных сил организма, ребенок меньше болеет. Зачастую родители, не зная с чего начать, напротив начинают кутать ребенка, боятся сквозняков, помещение не проветриваются. А начать можно с малого:
ходьба босиком, при отсутствии сквозняков, контрастный душ или обливания, обтирание и умывание холодной водой
Важно проводить закаливающие процедуры регулярно, особенно в зимний период. Принцип постепенности является главным. Обращайте внимание на индивидуальные особенности малыша. Если он плохо переносит какую-либо процедуру, то не будьте навязчивым — отложите, попробуйте предложить ее позже.
Предлагаю несколько игр в которые можно поиграть с ребенком.
ИГРА: «ЛИСА В КУРЯТНИКЕ»
Описание:
На одной стороне площадки (комнаты) обозначается курятник. В курятнике располагаются куры, дети сидят на корточках. На другой стороне площадки (комнаты) находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, а лиса старается утащить курицу. Отводит ее в свою нору. Игра возобновляется.
Правила:
Лиса может ловить кур, а куры бежать в курятник только по сигналу «Лиса!».
После трех проигрышей выбирается другая лиса.
ИГРА: «НАЙДИ, ГДЕ СПРЯТАНО»
Описание:
Дети поворачиваются лицом к стенке, водящий прячет флажок (или иной предмет) и говорит: «Найди, где спрятано», дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто найдёт первым, прячет его при повторении игры.
Правила:
не подглядывать за водящим, куда будет прятать флажок, заранее оговорить границы поиска. По желанию водящий может говорить холодно если дети далеко от спрятанного предмета, горячо — если рядом.
ИГРА: «ЛОВИШКИ»
Описание:
Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, получают полоску из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс или ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу ведущего: «Беги!» — дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторон. По сигналу водящего: «Раз, два, три, в круг скорей беги!» — дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.
Игра -физкультминутка «Наши умные головки»
(ребенок выполняет движения по показу взрослого)
Мы проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Игра -физкультминутка «Все захлопали в ладоши»
Все захлопали в ладоши,
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее!
По коленочкам ударим.
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.
Давайте растить детей здоровыми.