Учимся слушать музыку дома
11.01.2023Любителями и знатоками музыки не рождаются – ими становятся. Поэтому любого ребёнка необходимо учить слушать музыку! Дети часто обращаются ко взрослым с просьбой что-то вместе послушать или спеть, но, к сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка: «Да он сам слушает записи!» или «Она и так поёт без конца!». А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить более близкие и доверительные отношения между взрослым и ребёнком.
В какой же форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребёнка для Вас, и в участии малыша в Вашем танце, и, разумеется, в слушании музыки вместе с Вами! В процессе совместного восприятия у ребёнка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослым, потребность в общей, сходной с родительской, оценке услышанного. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребёнком и взрослым, и для начального этапа обучения слушанию музыки.
Итак, Вы решили привлечь своего ребёнка к совместному восприятию музыки. Но как это сделать?
С чего начать?
Если Вы хотите научить ребёнка слушать музыку, постарайтесь вначале самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не рассказывает, а передаёт настроение и мысли композитора, адресуясь прежде всего, к чувствам слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, с ясной мелодией. Это может быть одна из пьес, специально написанных для детей или отрывок современного танца, или наиболее понравившийся Вам фрагмент из музыки к балету или опере.
Также дети с интересом слушают музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов или симфонического оркестра. Попытайтесь вслушаться в такую музыку, осознайте те чувства и настроения, которые она рождает у Вас, и Вы убедитесь, что подобная музыка даёт богатейший материал для совместных домашних прослушиваний. Погрузитесь в мир Музыки вместе с Вашим малышом! Подведите его к воротам в царство Музыки, как к чему-то особенно значительному, необыкновенно интересному, загадочно прекрасному! Постарайтесь околдовать ребёнка Музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца!
Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.
- Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!
- Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий.
- Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
- Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. «Звуковой шок» может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
- Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку — именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
- Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.
- При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.
- Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
- Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.
Послушайте вместе с детьми:
П.Чайковский: «Игра в лошадки», «Утренняя молитва»,«Неаполитанская песенка», «Мама», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», музыка к балетам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»
М.Мусоргский: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»
Н.Римский-Корсаков: «Океан – море синее», «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
А.Лядов: «Музыкальная табакерка»
М.Глинка: «Камаринская», Вальс–фантазия, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
И. -С.Бах: «Шутка» из оркестровой сюиты №2
Т.Альбинони: «Адажио»
В. -А.Моцарт: «Маленькая ночная серенада»
Р.Шуман: «Смелый наездник», «Всадник», «Первая потеря», «Пьеска» из «Альбома для юношества»
Ф.Шуберт: «Ave Maria»
Э.Григ: «Танец эльфов»; «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»
Д.Россини: «Кошачий дуэт»
И.Штраус: Полька «Трик-трак»
А.Гречанинов: «Материнские ласки» из сборника «Бусинки»
С.Майкапар: «Пастушок», «Сказочка», «Тревожная минута», Вальс, Полька, Менуэт из сборника «Бирюльки»
Д.Шостакович: «Танцы кукол», «Весёлая сказка», «Грустная сказка»
С.Прокофьев: Симфоническая сказка «Петя и волк»
С.Слонимский: «Дюймовочка», «Бармалей»