Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Возрастные особенности речевого развития детей 5-7 лет

20.01.2023

К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности.

На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый фонематический слух. Дети 6-7 лет овладевают умениями адекватно и точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова; выполнять операцию классификации – деление основных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда – кухонная, столовая, чайная). Пользуются средствами языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов, выразительно рассказывают стихотворения, интонационно разнообразно передают их в зависимости от содержания. Используют в речи антонимы, изменяют слова, образуя новые.

Умеют сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и различия. Самостоятельно составляют связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.

 У детей появляются попытки осмыслить значение слов, объяснить их происхождение, сопоставить с другими созвучными словами. Дети упражняются в сочинении рифм, намеренно видоизменяют слова, «изобретают» новые слова.

Постепенно развивающееся языковое чутье, умственная работа над языком приводят к осознанному отношению к речи. Ребёнок умеет составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам, вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нем, называть слова по порядку.

У ребенка формируются навыки звуко-слоговой анализа и синтеза слов: учится определяет количество и последовательность звуков и слогов в односложных и двусложных словах, место каждого звука в слове; сравнивать слова по звуко-слоговому составу. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом.

В шесть лет дети обучаемы, готовы к систематическому обучению. Это проявляется и в процессе первоначального овладения грамотой, чтением. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?» Все это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5000 -6000 слов, он правильно употребляет их в речи. Если у ребёнка всё ещё остаются недостатки произношения каких-либо звуков, то необходимо исправить их до поступления в школу. Так как недостатки устной речи могут стать препятствием к успешному обучению ребёнка чтению и письму, стать причиной возникновения дисграфии и дислексии.

Итак, в каких же случаях необходимо обратиться за консультацией к логопеду?

  1. Если ребёнок испытывает трудности при произношении каких-либо звуков (смягчает, заменяет, искажает или звук отсутствует в речи).
  2. Речь ребёнка не понятна окружающим (часто «сюсюкает», «каша во рту», глотает окончания и т.п.).
  3. Говорит очень быстро на вдохе, наблюдается заикание или запинки в речи.
  4. Выраженные нарушения строения и подвижности органов артикуляции (асимметрия губ, языка, повышенное слюнотечение, межзубное произношение большинства звуков, недостаточная подвижность языка: ребёнок не может вытянуть язык вперед, повернуть влево, вправо, поднять вверх и т.д.).
  5. Маленький словарный запас. Не знает и не использует в речи обобщающие понятия («посуда», «мебель», «насекомые» и т.д.).
  6. Ребёнок не умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже, образовывать слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом, затрудняется в употреблении предложно-падежных конструкций. Наблюдается большое количество аграмматизмов в речи.
  7. Не умеет связно выражать свои мысли. Затрудняется в составлении предложения, рассказа по сюжетной картинке, серии сюжетных картин. Не может последовательно пересказать, прочитанные ему, небольшой рассказ или сказку.

Родителям необходимо помнить, что чем раньше будет начата коррекционная логопедическая работа, тем она эффективнее!

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта