Здоровье начинается со стопы
13.02.2023Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят, начиная с пятилетнего возраста.
Повторим, что наиболее часто встречающаяся деформация стопы у дошкольников связана с нарушением ее рессорной функции, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль и боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться застойные явления в сосудах нижних конечностей.
Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы — справа или слева — приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.
Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).
Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы начиная уже с раннего возраста.
Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребенка в детском саду, влияют на свод стопы? Их делят на две группы: внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы).
В большинстве случаев, достаточно выполнять гигиенические требования, направленные на укрепление всего организма, профилактику простудных заболеваний, гиподинамии, обострений хронических болезней, а также правильно питаться, использовать рациональную обувь, укреплять мышцы и связки посредством выполнения корригирующих физических упражнений.
Большое значение для предупреждения деформации стопы имеют закаливающие процедуры, а также использование тренажеров для стоп, в том числе гидромассажных ванночек.
Правила гигиены стопы:
— уход за кожей (ежедневные гигиенические ванночки с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);
— ногтями (ногти следует подрезать раз в неделю; линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врасти в кожу);
— правильный подбор чулок, носков и обуви.
Чулки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить чулки, хорошо пропускающие воздух и впитывающие пот. Лучше всего соответствуют этим требованиям хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Детям, страдающим повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом, чулки и носки из синтетических волокон носить вовсе не рекомендуется.
Теперь об обуви.
У мальчиков и девочек ежегодный прирост стопы (до 7 лет включительно) составляет в среднем 11 мм.
Правильно менять обувь раз в 6 месяцев и учитывать при этом не только размер, но и полноту.
Основное назначение обуви для детей первого года жизни – утеплять стопы. Вот почему пинетки шьют из мягких материалов.
Детям от 1 до 2 лет требуется обувь с более прочной подошвой и носком. Еще большая прочность подошвы и носка в обуви детей от 2 до 7 лет. В этом возрасте стопы мальчиков и девочек не имеют больших различий, и поэтому внутренняя форма и размеры обуви для них одинаковы.
Детскую обувь рекомендуется изготовлять из кожи. Кроме кожи, для верха обуви используются ткани текстильные, шерстяные и мех. Обувь должна быть устойчивой, обязательно с задником и удобно закрепляться на ноге (шнурками, чрезподъемными ремнями, пуговицами, «молнией»); задник — достаточно устойчивым и не допускать скольжения стопы, низ обуви на уровне пучков (плюснефаланговых суставов и корня пальцев)- эластичным.
Уменьшение жесткости подошвы обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей площади опоры и правильный режим движения стопы.
По весу обувь должна быть максимально легкой, такой, чтоб не перегружать стопу своим весом. Тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, приводит к утомлению.
Для детской обуви необходим каблук. Каблук, искусственно повышая свод стопы, предупреждает плоскостопие, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука обуви для дошкольников от 5 до 10 мм (вместе с толщиной подошвы). Стелька должна иметь прямой внутренний край, учитывая лучевую форму детской стопы.
Обувь подбирают не только по размеру (длине) и полноте (окружности, но и с учетом сезона и назначения. Таким образом, размер обуви должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной.
Упражнения для коррекции стопы
- Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
- Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
- Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
- Ходьба по палке.
- Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
- Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.
- Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
- Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
- Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
- Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Игра «УТЯТА»
- «Утята шагают к реке».
И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
- «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку».
И. п. – то же. Поднять внутренние своды, опереться на наружные края стоп, вернуться в и. п.
- «Утята встретили на тропинке гусеницу».
И. п. – то же. Ползающие движения стоп с помощью пальцев.
- «Утка крякает». И. п. – то же. Отрывая пятки от пола, развести их в стороны, произнести «кря-кря», вернуться в и. п.
- «Утята учатся плавать».
И. п. сидя, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Оттягиваем носки ног поочередно.
В целях повышения интереса у детей к двигательной деятельности лечебного характера в связи с её однообразием, рекомендуется использовать музыкальное сопровождение и различные предметы.
Упражнения выполняются на удобном мягком коврике.
— две игольчатые полусферы;
— гимнастическая палка;
— обруч или швабра;
— игольчатые мячи;
— тряпочка или полотенце;
— мелкие предметы (игрушки, карандаши и т. д.);
— массажный коврик.
Упражнения
- Ходьба на носках. Руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
- Ходьба на наружном своде стоп, руки на поясе, пальцы на ногах согнуты, ноги в коленях не сгибать.
- Перекаты с пятки на носок, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
- Перекаты с пятки на носок на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
- Прыжки на двух ногах на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
Ходьба по массажному коврику «морские камушки»: обычная, боком руки на поясе.
Ходьба по полусферам: одной ногой, другой, 2-мя поочередно, с высоким подниманием колен.
Упражнения с палкой
— ходьба боковым приставным шагом на переднем своде стопы, на средней части стопы; елочкой.
Упражнения из и. п. сидя на стуле
- Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимально отрывать стопы от пола.
- Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное сгибание пальцев (10-12 раз).
- Ноги вертикально, стопы параллельно. Сгибаем пальцы, поворачивая стопы вовнутрь.
- Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное поворачивание стоп друг к другу.
- С мелкими предметами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Перенос предметов одной ногой, др. остается неподвижной.
- Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват пальцами платка или тряпочки сначала одной ногой, потом одновременно.
- Ноги вертикально, стопы параллельно. Поглаживание одной ногой другую от стопы к колену.
- С игольчатыми мячами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Круговые вращения, движения вперед-назад одной ногой затем другой.
- Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват стопами полусферы или мяча, поднять – опустить.
- Ноги вертикально, стопы параллельно. Раскатывание палки 2-мя ногами одновременно вперед-назад.
Давайте растить детей здоровыми!