Предупреждаем дезадаптацию к условиям ДОУ — готовимся заранее!
07.09.2023— Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады ВАС приветствовать в нашем детском саду. Хотим отметить, что детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.
Да, все дети по-разному переживают этот процесс, но большинству все же удается адаптироваться к новым условиям в течение 3-6 месяцев. Однако в некоторых случаях адаптация ребенка в детском саду затягивается, а то и вовсе терпит крах.
Ведь в привычной, сложившейся жизни ребенка происходят важные изменения:
— чёткий режим дня,
-постоянное присутствие большого количества сверстников,
-необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым,
-сокращается время контакта и общения с родными.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Как правило, до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, — она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому ребёнок далеко не всегда может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дезадаптация — это обратный процесс адаптации, проявляется она тревожными признаками, которые приводят к тому, что от посещений детского сада придется отказаться. К сожалению, родители (особенно молодые) по причине малого опыта и особого отношения к собственному ребенку не всегда правильно оценивают возникающую ситуацию.
Признаки дезадаптации:
-Нарушение сна. Если ваш ребенок начал плакать по ночам, разговаривать во сне, писать в постель, хотя давно этого не делал, это тревожные сигналы.
-Нарушение стула. У ребенка могут начаться запоры из-за того, что он боится ходить в туалет в группе, или жидкий стул перед детским садом, так как он сильно нервничает.
-Повышенная активность или апатия дома после детсада, которая продолжается больше 3-6 месяцев.
-Нежелание идти в детский сад, сопровождающееся плачем, истериками не только по утрам, но и в другое время. Если ребенок неделю ходит в детский сад, а потом три недели болеет, это тоже сигнал дезадаптации.
-Ребенок с плохим аппетитом может совсем перестать есть в детском саду, причем попытки накормить его сопровождаются тошнотой, а то и рвотой. Он плохо реагирует даже на запах еды в садике, просит забрать его пораньше, чтобы не кушать в группе.
Очень часто предотвращают дезадаптацию хорошие семейные традиции. Правильно выстроенные внутрисемейные доброжелательные отношения успешно переносятся в коллектив детсадовской группы.
Чтобы ребенок быстрее приспособился к незнакомому ритму жизни, правилам поведения и общения, начинайте готовить его заранее. Прогуливайтесь мимо детского сада, когда там гуляют дети, обращайте внимание малыша на их игры, рассказывайте, как им весело и хорошо всем вместе.
Дома обыгрывайте увиденные ситуации с игрушками, старайтесь показать ребенку, как интересно зверюшкам или куклам обедать за одним столом, гулять и играть. Заканчивайте игру всегда тем, что приходят родители и забирают кукол домой. Так ребенку будет легче понять, что мама оставляет его в саду на время и скоро придет.
Отучите малыша от памперсов заранее, научите пользоваться горшком или ходить в туалет. Давайте ему больше самостоятельности, пусть он учится одеваться, обуваться, пользоваться ложкой за столом. Эти навыки необходимы ему в жизни в группе, их отсутствие ухудшит и увеличит время адаптации.
Первые месяцы посещения детсада старайтесь не напрягать ребенка походами в гости, просмотром телевизора или играми в компьютере. Он и так очень устает от шума, обилия впечатлений и новых требований. Лучше посидите с ним вечером за книжкой или рисованием, поиграйте в тихие игры.
Будьте с ребенком предельно ласковы, не ругайте за капризы или чрезмерную беготню по дому, за слезы при расставании на пороге группы. Чаще разговаривайте с ним о садике, задавая простые вопросы: «Что вы ели?», «Что вы делали на улице?», «Чем занимались в группе?» и так далее.
При появлении тревожных признаков поговорите с педагогами группы, при необходимости проконсультируйтесь с психологом ДОУ
Старайтесь закалять ребенка задолго до начала посещения детсада. Из-за нервных нагрузок иммунитет малыша во время адаптации снижается, ребенок начинает чаще болеть. Закаленный малыш легче перенесет встречу с чужими вирусами, принесенными другими детьми.
Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ, когда мама, вопреки рекомендациям педагога, стремится оставить ребенка сразу на целый день. В это время предпочтительно находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову в случае осложнений в адаптации (непрекращающийся плач, расстройства сна, повышение температуры).
Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением. Обязателен дневной сон.
Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой.
Некоторые родители рисуют малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
Таким образом, адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.
И чтобы малыш чувствовал себя комфортно, в первое время следует как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно, приложить все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье, необходимо в выходные дни организовывать дома такой же режим, как и в детском саду. И, конечно, родители ребенка должны тесно сотрудничать с воспитателями.
Помните, что детский Сад — это очень хорошая среда для полноценного развития ребенка.
Желаю вашему ребенку легкой адаптации и прекрасного настроения!!!