Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Нейроигры для родителей и детей. Польза или вред?

09.10.2023

Уважаемые, мамы и папы, Вы, наверное, обращали внимание в детском магазине на красивые коробки с надписью «нейропсихологическая игра». Что это такое и чем отличаются такие игры от обычных настольных, кому они полезны? 

  В широком смысле это игры, которые используют детские нейропсихологи на своих коррекционно-развивающих занятиях. Для удобства поиска (настольных игр сейчас выпускается огромное число) и чтобы не утонуть в этом потоке специалистам и родителям, используется уточнение «нейропсихологические».

 Они направлены на развитие:

-разных видов восприятия,

-внимания, памяти,

-формирование пространственных представлений,

-умения прогнозировать результаты своих действий,

-умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий.

 Важно не забывать, что дети развиваются в первую очередь играя, получая удовольствие от взаимодействия с другими, соревнуясь, стараясь победить, учитывая свои ошибки на будущее.

 Так как в поле зрения нейропсихолога попадают чаще всего дети с трудностями обучения и проблемами поведения, кому трудно бывает сосредоточиться на уроке, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, то становится понятным, что круг таких детей достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.

  Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

  Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Чаще всего это возраст от пяти лет и старше. Так что такие игры родители могут покупать и без рекомендаций специалиста — они в любом случае полезны и интересны.

  Обычно их авторами являются практикующие нейропсихологи, которые придумали и подобрали материал, опираясь на свой опыт работы. А часто в какой-то степени соавторами становятся сами дети, с которыми мы работаем. Их фантазия и идеи вдохновляют на создание новых игр.

Нейроигры строятся на основе принципов нейропластичности, то есть способности мозга менять свою структуру и функционирование под влиянием новых впечатлений и опыта. Это позволяет детям развивать и укреплять нейронные связи, что влияет на их познавательные способности и обучаемость. Игры активируют различные области мозга, способствуют формированию сильных синапсов и повышению когнитивных навыков.

  Важно отметить, что нейроигры не только помогают развивать детскую интеллектуальную и познавательную сферы, но и могут быть использованы для лечения надпереживательных и внимательностных расстройств, таких как дефицит внимания и гиперактивности (ДВГ). Игры также могут быть полезны для коррекции проблем социального взаимодействия и эмоциональных навыков у детей.

  Главное преимущество развивающих нейроигр заключается в их положительном влиянии на умственное развитие ребенка. Игры этой категории помогают развивать у детей такие важные навыки, как концентрация внимания, обработка информации, абстрактное мышление, пространственное воображение и творческое мышление. Они также способствуют развитию памяти, координации движений, а также помогают развивать коммуникативные и социальные навыки.

  Еще одним важным преимуществом развивающих нейроигр является их доступность и удобство использования. Многие такие игры разработаны специально для детей, что позволяет им легко осваивать игровой процесс и получать удовольствие от него. Кроме того, некоторые развивающие нейроигры можно играть вместе с детьми или даже использовать в качестве семейных развлечений, что способствует развитию семейных отношений и близости.

  Какие навыки развивают нейроигры для детей и почему это важно?

Нейроигры для детей предназначены для развития различных навыков и способностей ребенка. Они обладают специальным дизайном и уникальными заданиями, основанными на принципах нейропластичности и когнитивной   стимуляции.

Одним из важных навыков, которые развивают нейроигры, является логическое мышление. Ребенок учится анализировать информацию, находить решения задач, строить последовательности действий и прогнозировать результаты.

  Вторым важным навыком, который развивают нейроигры, является визуальное восприятие. Ребенок учится различать формы, цвета, размеры, узнавать рисунки, находить отличия и сходства.

  Третьим важным навыком, который развивают нейроигры, является память и внимание. Ребенок тренируется запоминать информацию, выполнять задания с учетом инструкций, концентрироваться на задаче и отделять важные детали от второстепенных. 

  Кроме того, нейроигры развивают моторику и координацию. Ребенок учится управлять мышкой или сенсорным экраном, выполнять сложные движения, распределять нагрузку между руками и координировать их работу.

   Развитие этих навыков имеет большое значение, так как они являются базой для успешного обучения и социализации ребенка. Нейроигры помогают активно стимулировать мозг и улучшать работу различных функций, повышая уровень его развития и готовность к обучению в школе.

   Таким образом, нейроигры для детей способствуют развитию различных навыков, которые необходимы для успешной жизни и обучения. Они позволяют детям учиться и развиваться в интересной и игровой форме, что делает их обучение эффективным и увлекательным.

Однако, очень внимательными нужно быть родителям детей с астматическим компонентом или бронхиальной астмой.

Интенсивные дыхательные упражнения могут спровоцировать приступ. Избежать нежелательных последствий поможет сокращение интенсивности дыхательных упражнений, занятия в помещении с постоянным доступом свежего воздуха или ионизатором, также можно перед занятиями наносить на одежду ребенка эфирные масла эвкалипта, мяты, нероли, кипариса, лаванды – они являются прекрасными спазмолитиками и будут облегчать дыхание в процессе занятия.

Крайне внимательными нужно быть родителям детей с пороками сердца, сердечной недостаточностью или малышей с кардиостимуляторами.

В работе с такими детьми стоит постепенно усложнять упражнения, сократить количество подходов для каждого из упражнений и быть аккуратными с дыхательными упражнениями, а для детей с кардиостимуляторами стоит отказаться от ползанья на животе, а также избегать резких амплитудных движений на руку, вблизи который имплантирован искусственный водитель ритма сердца (ИВР).

   Вот несколько проверенных игр, составленных психологами и нейропсихологами.

«Почеши мне спинку»

От того, насколько хорошо ребёнок знает и воспринимает буквы, символы, знаки зависит в конечном итоге успешность обучения. Эта игра предлагает осваивать их не только через зрительное восприятие, но и телесно! Задача: один ребёнок «рисует» пальцем на спине другого, а тот отгадывает, что же было изображено. Чтобы было интереснее и полезнее, авторы предлагают выводить не только знакомые буквы и цифры, но и, например, графические мотивы. Кстати, играть будет интересно и большой компанией!

Такие игры давно используются специалистами — нейропсихологами, логопедами, педагогами — и доказали свою результативность. Рекомендованный возраст 5+.

«Нейротаблицы на внимание»

  В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения. Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

«Составь фигуру». Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник. «Большие, маленькие, средние». Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.

 «Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.

 «Цветочек». Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно. «Коза-корова» Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову».

«Молчу — шепчу — кричу» Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

«Прикосновения». Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: металла, дерева, меха, бумаги, теста, пластилина и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

«Нос-пол-потолок»

Взрослый поочерёдно указывает пальцем на свой нос, пол и потолок комнаты, проговаривая при этом то, на что он показывает. Ребёнок повторяет движения. Затем взрослый начинает путать ребёнка, время от времени указывая не на те объекты, которые называет вслух. Задача малыша — показать на верные объекты. Постепенно скорость выполнения упражнения увеличивается.

«Кулак-ребро-ладонь»

Руки ребёнка лежат на столе. Сначала он сжимает ладонь в кулак и слегка касается стола; затем делает то же самое ребром ладони; и, наконец, кладёт руку на стол ладонью вниз. Взрослый подсказывает, какое движение нужно выполнить, чтобы малыш не запутался. Повторив упражнение несколько раз одной рукой, можно переходить ко второй. Постепенно скорость увеличивается, упражнение выполняется обеими руками и без подсказок взрослого.

  Упражнений и игр много, дети с удовольствием играют, особенно в группе, соревнуясь друг с другом. После таких игр ребенок учится быстрее двигаться, улучшается память, координация движений оттачивается.

Желаю удачи и успехов!

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта