6 приемов для развития связной речи
05.12.2023Все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок говорил правильно и красиво. К сожалению, иногда случается, что малыш растёт, но говорить полными предложениями, последовательно излагать свои мысли у него не получается. Связная речь — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог. Диалог – это разговор между двумя и более людьми. Особенностями диалогической речи являются неполные предложения, восклицания, междометия, жесты, мимика. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом.
Монолог – это последовательное изложение какого-либо события или вопроса одним человеком. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороной языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Чтобы совершенствовать связную речь ребенка, необходимо использовать все, что ребёнок видит вокруг. Можно заниматься дома, на прогулке, и по дороге в детский сад.
Рекомендую следующие приёмы, способствующие развитию связной речи:
- «Как это было?»
Вспомните с малышом любое интересное событие, в котором вы принимали участие. Вместе вспоминайте, что видели и что делали в тот момент. Припоминайте те моменты, которые вызвали сильные эмоции у ребёнка.
- «Что дальше?»
Включите интересный мультфильм и начните смотреть его вместе с малышом.
Затем на самом интересном месте «вспомните» про срочные дела и уйдите в другую комнату. Через некоторое время, сделав огорчённый вид, попросите ребёнка рассказать, что вы пропустили, и чем закончился мультфильм. Обязательно поблагодарите его за рассказ!
- Пересказ коротких текстов.
КУРОЧКА. Е.Чарушин.
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает. А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
Ответить на вопросы:
Где курочка с цыплятами ходила.
Что случилось?
Что сделала курочка?
Как цыплята прятались под крылышки курицы?
А кто не спрятался?
Что они стали делать?
- «Попробуй, отгадай»
Для этого лучше собрать несколько игроков, например, братьев, сестёр, друзей или бабушек и дедушек. Один из взрослых показывает мешочек (непрозрачный) и сообщает, что он волшебный. В нём лежат подарочки (мелкие игрушки, как из Киндер-сюрприза). Подарок достанется тому, кто умеет хранить тайны. Затем взрослый подходит к ребёнку, который должен зажмурить глаза и, вытащить из мешка игрушку, рассмотреть еѐ, но не показывать и не рассказывать, что там. Это необходимо держать в тайне. Когда все дети получат по одной игрушке, взрослый спрашивает у них, хотят ли они знать, кому что досталось.
Детям, конечно, хочется. Тогда он просит не показывать игрушки, а рассказать про них.
Дальше ведущий описывает свой подарок, чтобы детишки поняли, как правильно это делать, а дети отгадывают, что досталось ведущему. Затем малыши рассказывают про свои подарочки и, когда подарок отгадан, показывают свою игрушку. Эта игра хорошо подходит для детских праздников.
- «Ах, если бы…»
Взрослый предлагает малышу пофантазировать и предлагает следующее начало:
«Если бы я была волшебницей, то…» «Если бы у меня была шапка-невидимка…»
- «Рисуем словами»
Взрослый говорит ребёнку: «Хочешь превратиться в необычного художника, который умеет рисовать не кистью и акварелью, а словами? Тогда послушай. Я прочитаю стих о зиме, а ты закрой глазки и представляй то, о чьём услышишь. Затем опиши, какую картину ты представил». После этого можно нарисовать картинку к рассказу вместе с малышом. Играя со своими детьми, вы можете добиться хороших результатов в развитии связной речи.