Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте

26.01.2024

Привязанности

            Обычно, хотя и не всегда, первый объект привязанности – мать. Объект привязанности может лучше других успокоить и утешить: ребенок чаще, чем к другим, обращается за утешением к нему; в его присутствии ребенок реже испытывает страх. Такая привязанность имеет определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым, неизвестным и ярче проявляется, когда он испытывает страх. С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации.

            Что же наиболее важно во взаимоотношениях «отцов и детей» для развития привязанности? Прежде всего, это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие, соответствующее его познавательным способностям и настроению.

            Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка  к матери или отцу, являются теплота, мягкость, нежность в отношениях, подбадривание и эмоциональная поддержка.

            В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения у ребенка складывается определенный тип привязанности к отцу и матери.

            Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт.

            В результате исследования были выделены три группы. Детей, которые не очень огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение, а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней,  условно назвали «надежно привязанные». Тех, кто не возражал против ухода матери и продолжал играть, не обращая внимания даже на ее возвращение, назвали «индифферентными, ненадежно привязанными». Детей третьей группы, которые очень огорчались ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут, же отталкивали и сердились, назвали «аффективными, ненадежно привязанными».

            Последующие исследования показали: тип привязанности ребенка к родителям влияет на его дальнейшее психическое и личностное развитие. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Она с первых лет жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру.   Дети с таким типом привязанности в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

            Дети с ненадежной привязанностью (аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

            В последнее время исследователи выделяют еще один тип привязанности – «отвергающий эмоциональную близость», некомфортность при установлении близких отношений, независимость от других, но при этом сохранение позитивного образа «Я».

            Несмотря на убедительные данные об устойчивости стиля привязанности, есть доказательства и того, что в зависимости от жизненных обстоятельств стиль может изменяться или быть смешанным.

 

Как родители влияют на образ «Я» ребенка

            Помимо привязанности в результате взаимодействия с близкими людьми у ребенка начинает постепенно формироваться образ «Я». Общение с взрослыми – важный источник знаний ребенка о себе. Что же именно он о себе узнает? Прежде всего нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ребенка очень важно положительное переживание своей значимости для близких людей. Отношение ребенка к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Именно такие проявления взрослого, адресованные ребенку, культурно обусловлены и передаются из поколения в поколение. Они способствуют формированию у ребенка положительного самоощущения, помогают определить свою значимость для других. Позитивное эмоциональное самоощущение становится основой для открытого, доверчивого отношения к миру.

            Совсем другая картина наблюдается в поведении детей, когда близкие мало интересуются ими, редко играют, разговаривают. В некоторых семьях, чаще у молодых родителей, ребенок становится скорее объектом ухода, нежели полноценным человеком, личностью. Вследствие этого отношение ребенка к себе недостаточно развито, не имеет яркой положительной эмоциональной окрашенности. Глядя на себя в зеркало, такой малыш смущенно опускает глаза, отворачивается, он как будто не знает, чье там отражение. Иногда собственное отражение вызывает даже отрицательные эмоции: настороженность, тревогу, боязнь. Поскольку близкие взрослые не практиковали личностно-ориентированного общения, не придавали ему особой значимости, то и сам малыш недостаточно выделяет себя из окружающего, менее отчетливо переживает свое «Я». Этим и объясняется отсутствие интереса к своему отражению в зеркале, а нередко и неприятие его.

            Практикуя бережное, доброжелательное, уважительное отношение к ребенку, родители и другие близкие люди укрепляют его положительное самоощущение, чувство своего «Я». А это, в свою очередь, позволяет ребенку проявлять больше личностной активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира.

 

Развитие образа «Я» у ребенка.

            На протяжении детства у детей интенсивно развивается умение действовать с предметами. Это способствует формированию дальнейших знаний о себе, своих возможностях и способностях. Какие же новые знания о себе приобретают дети? Наблюдения за детьми выявили появление в этот возрастной период целого ряда форм поведения, свидетельствующих о развитии самосознания.

            Влияние на поведение других людей. Двухлетние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Ребенок прикладывает телефонную трубку к уху матери, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь построить домик из кубиков, завернуть куклу, включить телевизор или издать забавный  звук. Эти требования и просьбы связанны со стремлением оказать влияние на поведение взрослого. Дети не стали бы ничего требовать от родителей, если бы не были уверены, что те могут их послушать. Таким образом, можно полагать, что дети «знают» о своей способности влиять на поведение других людей.

            Чувство собственности. В социальном взаимодействии детей проявляются такие признаки самосознания, как чувство собственности. Два незнакомых мальчика играли в разных концах комнаты. В течении первых 20 минут один из мальчиков, несколько раз  подходил к другому и отбирал у него игрушки. Вначале второй мальчик никак не реагировал, но после очередного «нападения» подошел, взял машинку, с которой только что играл, и отнес к своим игрушкам.

            Вероятно, потеря одной игрушки за другой породила у мальчика мысль о том, что игрушки эти принадлежат ему, хотя он играл с ними впервые. Сопротивляясь обидчику, ребенок утверждается в чувстве собственности, знании о том, что что-то, с чем он действует, может принадлежать ему.

            Чувство сопереживания. С развитием образа у ребенка появляется способность понимать эмоциональное состояние другого человека.  То, что ребенок может понять психологическое состояние другого человека, означает, что он способен вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и поступить соответственно своему личному опыту.

            Первичная половая идентичность. От 1,5 до 3 лет у детей формируется первичная полова идентичность. В этот период ребенок научается правильно относить себя к тому или иному полу, но понимание половых различий остается еще ограниченными.

            Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки в соответствии с полоролевой принадлежностью, традиционные игровые сюжеты, создавая условия для формирования половой идентичности.

            Постоянством пола называется понимание детьми того, что пол не изменяется с течением времени, при смене одежды, рода занятий или других внешних признаков. В этом возрасте дети не осознают еще постоянства пола.

            К трем годам дети не только правильно различают пол окружающих людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляют разные требования.

            О формировании самосознания свидетельствует и тот факт, что ребенок начинает легко узнавать себя на фотографиях, систематически использовать зеркало для коррекции своего внешнего вида, для игры со своим отражением, для того, чтобы рассмотреть части одежды, которые видны только в зеркало.

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта