Застенчивость: достоинство или недостаток?
26.03.2024Мы часто слышим такие характеристики: замкнутый, застенчивый ребенок, причиняет мало беспокойства, соблюдает правила поведения, хорошо учится и т.д. Такое поведение выглядит привлекательным: застенчивые дети почти всегда вежливы и приветливы. Иногда сложно поверить, что у такого ребенка тоже есть проблемы, что на самом деле ему нужно очень много внимания и поддержки. Замкнутые дети много таят внутри себя. В каком-то отношении они научились держать язык за зубами. Такие дети охотно замолкают, храня при себе свои чувства и переживания.
Для взрослых проблемы становятся очевидными только в том случае, когда ребенок начинает проявлять чрезмерную замкнутость и застенчивость. Он может разговаривать только в случае необходимости или вообще не разговаривать. Он может говорить очень тихо, почти шепотом. Может держаться в стороне от всех, боясь присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое. Он часто одинок, у него нет друзей или слишком мало.
Почему он такой? В какой-то момент своей жизни он усвоил, что должен делать, и даже если обстоятельства изменились, он все равно делает это. Он может вести себя так и потому, что ощущает опасность, когда ведет себя, открыто или вступает в беседу. Такой ребенок черпает силу в своей замкнутости, застенчивости.
Как предупредить застенчивость? В общении с таким ребенком многое зависит от родителей, близких и взрослых. Что можно сделать, если ребенок становится менее общительным, открытым, стесняется других людей?
Нужно проявлять разумное волнение о своем ребенке, лишний раз не демонстрировать склонность к беспокойству и сомнениям (со многим ребенок может справиться самостоятельно).
Предлагайте детям такие правила и обязательства, которые они в состоянии выполнить.
Давайте ребенку возможность выразить возникающие у него чувства (хорошие или плохие), не осуждая и не наказывая.
Не читайте постоянную мораль о должном поведении и не стыдите по любому поводу.
Старайтесь чаще быть примером уверенности, гибкого и контактного поведения.
Не создавайте проблем там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, проще относитесь к уже имеющимся затруднениям в общении.
Принимайте ребенка таким, какой он есть. Ведь, согласитесь, в вашем ребенке и сейчас много хорошего.
Научите его быть спокойным к переменам, не замыкаться в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.
П о м о г и т е ребенку найти другие источники сил: совместные игры, хобби, у в л е ч е н и я, новые средства самовыражения – рисование, лепка и т.д. Это нужно, чтобы он мог свободно осуществлять выбор, свободно решать, вступать ли ему в беседу или воздержаться от контакта.
Застенчивому, замкнутому ребенку обязательно нужна помощь взрослых, ведь от него остаются, скрытыми многие стороны жизни и он не может позволить себе свободных чувств, свободного познания, развития. Он не может совершенствоваться во многих областях, хотя испытывает такую потребность. В ваших силах помочь ребенку раскрыться, раскрепоститься и с удовольствием познавать себя и мир вокруг!