Зачем нужны пальчиковые игры
01.04.2024Кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.
К двум годам ребёнка легко можно вовлечь в игру. Играет он с удовольствием, понимая игровые действия. В свою игру он переносит жизненные ситуации («готовит» суп, а потом кормит им любимую игрушку). Пальчиковые игры – это игры не с предметами, а с собственными пальчиками, и условность игры здесь тоже присутствует. Сегодня наши пальчики – зайчики, завтра – ёжик-колючка, а потом – мама, папа, бабушка и дедушка.
Роль пальчиковых игра в развитии ребёнка велика. Это развитие речи – проговаривание стихов; развитие памяти – запоминание движений и слов; развитие внимания – сосредоточение на развитии движений и проговаривания; укрепление мышц кистей рук. Также это подготовка к письму и почва для дальнейшего развития речи.
В детском саду пальчиковые игры включаются в структуру многих занятий. Их используют для того, чтобы дать детям возможность отдохнуть, эмоционально расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки (в том числе «озвучивание» текста песен жестами), сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия более плодотворно. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству! И в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если это возможно, показать свои творческие достижения окружающим.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам;
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Примеры пальчиковых игр:
«Семья»
Этот пальчик — дедушка,
(указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки)
Этот пальчик – бабушка,
(дотронуться до указательного пальца)
Этот пальчик – папочка,
(дотронуться до среднего пальца)
Этот пальчик – мамочка,
(дотронуться до безымянного пальца)
Этот пальчик – я.
(дотронуться до мизинца)
А это вся моя семья!
(выполнить движение «фонарик»)
*** *** *** *** *** *** *** ***
«Считалка для пальчиков»
Давай-ка пальчики считать!
Один, два, три, четыре, пять.
(поочередно загибаем пальчики на одной руке)
Один, два, три, четыре, пять —
(поочередно загибаем пальчики на другой руке)
десять пальцев, две руки,
(покрутить кистями рук, «как фонарики»)
все твои помощники!
(покрутить кистями рук, «как фонарики»)
*** *** *** *** *** *** *** ***
«Зайчики-пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.)
Вышли зайчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
*** *** *** *** *** *** *** ***
«Замок»
На двери висит замок,
(пальчики переплести в замок, раскачивать «замок» при чтении стиха)
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
(постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок)
Покрутили,
(не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну — вперед, другую — назад, так чередовать)
Потянули
(не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем)
И открыли!
(резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны)
*** *** *** *** *** *** *** ***
«Строим дом»
Молотком стучу, стучу,
(постукиваем кулачком одной руки по расправленной ладошке другой руки)
Сто гвоздей заколочу.
(то же самое, только поменять руки)
Буду строить дом, дом,
(ставить поочередно кулачок на кулачок)
Будем жить в нем, в нем.
(соединить кончики всех пальцев обеих рук, изображая крышу)