Мой ребенок идет в школу!
06.05.2024«Читать — не читаю,
Писать — не пишу.
В игрушки играю,
А в школу хочу».
Ваш ребенок осенью пойдет в школу! Это очень волнительный момент как для него, так и для Вас самих. Многие из Вас тревожатся о том, как подготовить ребенка к школе, как пройдет адаптация ребенка в школе, в связи с этим Вы задаете много вопросов как воспитателям, так и мне. Из опыта работы скажу, что родителям не всегда удается посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, суметь успокоить ребенка в этот непростой период.
Итак, поступление ребенка в школу – чрезвычайно ответственный момент.
Подготовить ребёнка к учебной деятельности таким образом, чтобы он был уверен в себе, не испытывал внутреннее напряжение в процессе обучения, был способен сконцентрировать внимание и длительно сохранять быстрый темп работы – сложная и ответственная задача.
Вы, родители, многое можете сделать для ребёнка в этом отношении, так как именно ВЫ являетесь первыми и самыми важными его воспитателями и учителями. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени — оно многократно окупится. Дети переступят порог школы уверенными в своих силах, учение будет для них не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т. е. сформированность школьной мотивации. Сталкиваясь с нежеланием ребёнка, что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, а не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
Также важным условием является и психологическая готовность ребенка к школе. Обычно большинство родителей, или бабушки и дедушки, интенсивно начинают готовить ребенка к школе лет с 5. Есть, конечно, случаи, когда с 4 лет, если ребенок сам проявляет интерес. Но большинство с 5 – 6 лет. Подготовка к школе в основном заключается в том, что ребенка учат читать, занимаются основами математических представлений, некоторые особо рьяные родители начинают учить писать. Тем более, что материала на любой вкус и цвет сейчас в интернете великое множество. Готовить ребенка в интеллектуальном плане к школе, конечно, необходимо. При этом многие родители забывают о психологической подготовке к школе.
— Что значит психологическая подготовка дошкольника к школе?
Начиная ребенка готовить к школе, надо создать такую благоприятную атмосферу, чтобы ребенок увлекся. Вы играете в школу. Причем, ребенок может быть не только учеником в вашей школе, но и учителем. Например, урок рисования, или технологии, или физкультуры он может запросто провести. Старайтесь показывать необходимость каждого занятия, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только – с самим собой.
Ещё до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. Хороший уровень сформированности внимания у ребёнка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля.
Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования и к воле ребёнка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на своём месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все его указания. Писать можно только то и только там, где указал учитель. И каждое такое правило, каждое «надо» требуют, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. На эту сторону психического развития следует обратить особое внимание, если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян.
Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.
Средством повышения интеллекта ребёнка, его развития речи и подготовки к письму является также тренировка пальцев рук.
В первую очередь, развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой. Далее, постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.
Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
Конечно, мамы и папы обратите внимание и на речь ребенка. За то, как говорит ребенок, ответственны родители. Именно ВЫ формируете его речь в кругу семьи. Первокласснику необходимо уметь задавать вопросы, отвечать собеседнику, рассказывать о своих наблюдениях и делать выводы. «Чтобы развивать эти навыки, родителям следует читать малышам детские рассказы, сказки и стихи, обсуждать с ребенком поведение персонажей из книг».
Так первокласснику будет легче начать обучение в школе, если он владеет большим словарным запасом, умеет отвечать на вопрос не однозначно и кратко, а предложением, состоящим из нескольких слов. Малыш должен уметь пересказать маленький рассказ, сказку или то, что ему понравилось и вызвало эмоции.
Подводя итог, хотелось бы сделать вывод:
-ребенок, идущий в первый класс, должен хорошо ориентироваться в окружающем мире. Ему необходимо иметь представление, что означает: направо — налево, большой — маленький, высоко — низко, вперёд— назад.
-чётко называть своё имя, фамилию, отчество, возраст, домашний адрес, а также имена всех своих ближайших родственников.
— должно быть желание идти в школу, а для этого у него должна быть мотивация. Определить эту мотивацию ему могут помочь родители.
— дошкольник должен быть коммуникабельным, уметь общаться со сверстниками.
— дошкольник должен быть хорошо развит физически: хорошее зрение, слух, общее состояние здоровья.
— важно, чтобы были развиты такие качества, как самостоятельность, организованность, воспитанность.
— дошкольник должен иметь представление о том, как необходимо правильно общаться со взрослыми людьми.
Кроме вышеперечисленных, одним из важных критериев является умение дошкольника контролировать своё поведение, а также эмоции.
Конечно, каждый ребенок – это индивидуальность! У одного ребенка навыки формируются раньше, у другого чуть позже, но мы, взрослые, можем помочь, подсказать и научить. Ребенок чувствует себя защищенным, успешным, более взрослым, если легко и с удовольствием справляется с интересными заданиями, которые ему предлагаются. Любознательный, неравнодушный, активный, внимательный, общительный и доброжелательный ребенок будет успешным учеником.
Успехов вам!
Верьте в себя и в возможности своего ребёнка!