«Речевая готовность ребенка к школе»
07.05.2024Готовность к школе подразумевает не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи устной и письменной речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Обратите внимание на следующие компоненты речевой системы:
- правильное произношение всех;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение навыками звукового анализа и синтеза;
- словарный запас;
- сформированность грамматического строя речи;
- связная речь.
1.Звукопроизношение и фонематический слух
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Игры на развитие звукопроизношения и фонематического восприятия
1.Назови и отгадай
Цель: закрепить правильное произношение звука [ З] в словах, определять его наличие в слове
Материал: картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ З ], парные к ним картинки без звука
Ход игры: взрослый выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те, в названии которых есть звук [ З ].
Например: замок — ключ, коза — корова.
Взрослый исправляет ошибки в речи детей, выделяя звук голосом.
2.Помоги художнику
Цель: упражнять в умении подбирать похожие по звучанию слова
Материал: картинки с изображением предметов
Ход игры: взрослый показывает картинку и просит назвать её. Затем показывает чистый листок и просит детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. Слова произносятся хором, индивидуально, обращая внимание на сходство и различие слов.
Например: кит — кот, рак — мак, мишка — пышка, жук — лук.
3.Продолжи слово
Цель: закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах.
Ход игры: взрослый произносит фразу, но не договаривает её до конца. Дети должны её закончить
Например: Ра — ра — ра начинается иг…
Ры — ры — ры у мальчика ша…
Ро – ро — ро у нас новое вед…
Ру — ру — ру продолжаем мы иг…
Затем предлагает детям самим придумать фразу.
4.Поезд
Цель: закреплять умение определять наличие определённого звука в словах
Материал: паровозик с 3 вагонами,9 предметных картинок к звукам.
Ход игры: взрослый показывает паровозик и картинки с изображением животных и говорит, что каждое животное может ехать только в своём вагоне. В 1 вагоне могут ехать животные в названии которых есть звук определённый звук, например «м», во 2 вагоне со звуком «л», в 3 вагоне с «к».
5.Что в мешочке
Цель: закреплять правильное произношение определенного звука, выделять слова со звуком из группы других слов.
Материал: мешочек с игрушками или картинками, в названии которых есть звук [ц], например: курица, пуговица, ножницы, а также другие игрушки: мяч, кубик
Ход игры: взрослый показывает мешочек с игрушками и предлагает по очереди доставать игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе, взрослый предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук [ц] и назвать их.
- Шутки-минутки
Цель: совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора
Ход игры: взрослый читает ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
2.Владение навыками звукового анализа и синтеза предполагает:
— умение выделять звук на фоне слова;
— слышать и выделять первый и последний звук в слове;
— определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
— определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
— называть слова с заданным звуком;
— уметь составлять слова из звуков;
— дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Игры на развитие звукового анализа и синтеза
«Где прячется звук?»
Цель: формирование умения находить заданный звук в словах.
Оборудование: предметные картинки (индюк, клубника, помидор, удочка, гитара, бегемот, лампочка).
Ход игры: взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук (например, «Л»). Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.
Усложнение. В двух картинках может быть заданный звук. Увеличение количества картинок. Близкие по звучанию звуки.
«Построим пирамидку»
Цель: упражнять в определении количества звуков в слове.
Оборудование: набор картинок, названия которых состоят из 3-5 звуков.
Ход игры: выложить картинки таким образом, чтобы получилась пирамидка (верхний ряд – слова, состоящие из 3-х звуков, второй ряд – слова, состоящие из 4-х звуков, нижний ряд – слова, состоящие из 5-и звуков)
«Кто больше?»
Цель: упражнять в придумывании слов с заданным звуком.
Ход игры: взрослый и ребенок по очереди придумывают слова с заданным звуком. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
«Начало, середина, конец»
Цель: определить место заданного звука в слове.
Ход игры: взрослый произносит слова с определенным звуком, а ребенок в зависимости от положения звука в слове говорит: «начало» (если заданный звук в начале слова), «середина» (если заданный звук в середине слова), «конец» (если заданный звук в конце слова).
«Отгадай имя»
Цель: упражнять в составлении слов.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: для игры нужно подобрать картинки или игрушки таким образом, чтобы первые буквы их названий составили имя.
Инструкция: «Вот кукла. Чтобы догадаться, как ее зовут, нужно назвать первые звуки в словах и составить из них имя». Например: мост — (М), автобус — (А), Шрек — (Ш), аист (А) — МАША. Можно усложнять условия — составлять слово, например, по вторым или по последним звукам слов.
«Цветные коробочки»
Цель: различение гласных и согласных звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: в красную коробочку положить картинки, названия которых начинаются с гласного звука, а в синюю те, которые начинаются с согласного звука.
«Слова рассыпались»
Игра предназначена для детей, знакомых с буквами.
Цель: упражнять в составлении слов из букв.
Оборудование: картинки с изображением букв.
Ход игры: из отдельных букв нужно составить «рассыпавшееся» слово.
3.Слоговая структура слова
Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, милиционер). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Игры на развитие слоговой структуры слова
Игра «Отхлопай слово»
Цель: научить определять количество слогов в слове.
Ход игры: оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуй отхлопать слово «самолет» (3 хлопка, т.к. 3 слога).
Игра «Прошагай словечко»
Цель: научить определять количество слогов в слове.
Ход игры: мы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово «сани» (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово «дом». Сколько шагов сделали? Как ты думаешь, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово «капуста». С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?
Игра «Назови заданный слог в слове»
Цель: научить выделять и называть определенный слог в слове.
Ход игры: взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра — ма, во — да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.
По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех — четырехсложные слова (ма – ши -на) и слова со стечением согласных, например, мед — ведь.
Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»
Цель: тренировать в составлении слов с определенным количеством слогов.
Ход игры: взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.
«Путаница»
Цель: научить распознавать ошибки в слоговой структуре слова.
Ход игры: жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо).
4.Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас – от 3500 до 5000 слов.
В своей речи ребенок должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов (фрукты, овощи, одежда, инструменты и т.д.).
Игры для развития словарного запаса
«Признаки слов»
Цель: закреплять в речи употребление глаголов, существительных и прилагательных.
Ход игры: ребенку говорят:
1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром — ?; ветер — …, а снег — …; дождь -…, а солнце — … При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»
2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).
3-й вариант. «Сравни по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко, по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности — веревку и нитку, камень и глину, по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте — куст и дерево, гору и холм».
«Слова-приятели»
Цель: научить подбирать синонимы к словам.
Ход игры: ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам: как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
«Четвертый лишний»
Цель: упражнять в определении сходных по смыслу слов.
Ход игры: ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.
«Слова-неприятели»
Цель: научить подбирать антонимы к словам.
Ход игры: ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».
Игра «Из чего сделано?»
Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные рукавички».
Ваза из хрусталя – хрустальная ваза;
мост из камня – каменный мост;
коробка из картона – картонная коробка;
кувшин из глины – глиняный кувшин;
мяч из резины – резиновый мяч;
стол из дерева – деревянный стол;
колесо из резины – резиновое колесо
таз из меди – медный таз
медвежонок из плюша – плюшевый медвежонок;
рукавички из шерсти – шерстяные рукавички;
стакан из стекла – стеклянный стакан и т.д.
5.Сформированность грамматического строя речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Игры на развитие грамматического строя речи
«Мой, моя, моё, мои»
Цель: закрепить согласования притяжательных местоимений с существительными.
Ход игры: взрослый просит назвать предметы, про которые можно сказать: «Это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).
«Правильно или нет?»
Цель: учить находить грамматические ошибки.
Ход игры: «Как ты думаешь, можно ли так сказать?»
- Мама ставит вазу с цветами в стол.
- Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
- В полу лежит красивый ковер.
«Почему предложения неточные?» – взрослый дополнительно спрашивает у ребенка.
«Один и много»
Цель: учить изменять слова по числам.
Ход игры: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назовешь слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «карандаши».
Слова для игры:
книга, ручка, лампа, стол, окно,
город, стул, ухо, брат, флаг,
ребенок, человек, стекло, трактор, озеро,
имя, весна, друг, семя, арбуз.
«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты – один».
Слова для игры:
когти, облака, волны, листья,
цветы, пилы, молодцы, стебли.
6.Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь:
— пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
— составлять рассказ по картинке;
— составлять рассказ по серии картинок;
— отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращается внимание:
— на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);
— на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
— на лексику (полнота и точность использования слов);
— на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Игры на развитие связной речи
«Найди картинке место»
Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.
Ход игры: перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку для того, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
«Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.
Материал: серия сюжетных картинок.
Ход игры: перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Потому что…»
Цель: развивать у ребенка связную речь, мышление.
Ход игры: рассуждения и ответы на вопросы:
«Я мою руки потому, что…»
– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
– Объясни, почему кошка недовольна?
«Распространи предложение»
Цель: развивать у ребенка умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ход игры: ребенку предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы …» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
«Составь рассказ»
Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры: ребенок учится составлять рассказы о профессиях.
Взрослый дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы».
Следуя образцу, ребенок составляет по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.